Производитель мебели занялся строительством


О том, что “МООН” выделила девелоперский бизнес в отдельное направление, “Ведомостям” рассказал финансовый директор группы Александр Нечитаев. По его словам, “МООН-Инвест” был создан около года назад для строительства торгового центра в подмосковных Мытищах. На Олимпийском проспекте в Мытищах рядом с офисом “МООН” к ноябрю будет возведена первая очередь торгово-офисного центра общей площадью около 36 500 кв. м на участке в 3,5 га. Офисные помещения займут около 15 000 кв. м, остальные 21 500 кв. м будут сданы в аренду торговым компаниям. Полностью центр введут в строй в феврале 2006 г. Инвестиции составят около $25,5 млн.

В объявлении “МООН” для потенциальных арендаторов говорится, что в аренде площадей заинтересованы “Рамстор”, “Техносила”, “Стар-Гэлакси”, “Мульти”, а также мебельные фабрики “8 Марта” и “Шатура”. Пресс-секретарь “Шатуры” Вадим Бахтов подтвердил, что им действительно поступало предложение от “МООН” об аренде в мытищинском торгцентре, но согласие “Шатуры” “маловероятно”.

Ближайший конкурент – химкинский центр “Гранд” – по информации Нечитаева, постепенно отходит от мебельной специализации. Ставка аренды в “Гранде” составляет в среднем $1800 за 1 кв. м в год, а в торгцентре “МООН” аренда будет стоить от $150 до $2000 за 1 кв. м в год.

“МООН-Инвест” не ограничится одним торговым центром. В течение трех лет компания планирует освоить еще два участка в Мытищах совокупной площадью около 8 га, где могут быть возведены офисные, торговые или жилые здания. После чего девелоперы займутся разнопрофильной недвижимостью в других областных городах. Нечитаев обещает, что мебельное производство группа не свернет и в первое время оно по-прежнему будет доминирующим направлением. По его подсчетам, совокупные арендные платежи в торгцентре составят около $400 000–450 000 в месяц, в то время как оборот мебельной компании превышает $4 млн в месяц. “Мебельное производство в данном случае стало способом первоначального накопления капитала”, – объясняет Нечитаев.

По мнению Бахтова из “Шатуры”, стремление мебельщиков к проектам в других отраслях связано с общим кризисом отрасли. К тому же производителям мягкой мебели, говорит он, сложно нарастить производство до общенационального масштаба: “плечо рентабельной доставки мягкой мебели не превышает 500 км”. Нечитаев утверждает, что диверсификация бизнеса “МООН” не связана с проблемами мебельного рынка. Согласно исследованию NVM Business Consalting, производство мягкой мебели – один из наиболее растущих сегментов мебельного рынка: с 2002 г. по 2004 г. его доля выросла с 8% до 15% в общем выпуске мебели. Объем производства мягкой мебели в 2004 г. увеличился на 25,7% в сравнении с 2003 г. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в 2004 г. вся отрасль увеличила производство примерно на 8% до 36 млрд руб. С учетом импорта и нелегального внутреннего производства в 2004 г. в России было продано мебели почти на $4 млрд.

“Шатура”, по утверждению Бахтова, никогда не рискнет заняться девелопментом из-за отсутствия необходимого опыта. Например, магазины под брэндом “Шатуры” открывают только франчайзи компании. Хотя у других мебельщиков есть подобные проекты. Так, торговый дом “Российская мебель”, учрежденный 12 региональными производителями по инициативе воронежской компании “Мебель Черноземья”, строит торговые центры в Москве площадью до 30 000 кв. м каждый, помещения в которых арендуют российские мебельщики.

Юлия Никуличева, начальник отдела исследований рынков компании Jones Lang LaSalle (оценивала концепцию торгцентра), подтвердила планы “МООН”. По ее словам, на первом этаже будут представлены разнопрофильные арендаторы, включая продовольственный супермаркет, а второй этаж может быть отдан под торговлю мебелью.