Нацболов наказали


Нацболы называют своим главным врагом “путинский режим” и выражают свой протест с помощью эпатажных акций прямого действия с элементами хулиганства. Например, 14 декабря 2003 г. активисты НБП метнули яйцо в тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова, а в 2004 г. захватили кабинет министра здравоохранения Михаила Зурабова и общественную приемную администрации президента. Недавно они умудрились вывесить на здании гостиницы “Россия” напротив Кремля большой транспарант “Путин, уйди сам”. За первую акцию осуждены семеро активистов, суд над 39 участниками второй акции должен начаться сегодня. Сейчас в НБП, по данным ее лидера Эдуарда Лимонова, состоит более 17 000 человек.

Московская областная прокуратура еще в прошлом году подала в Московский областной суд иск о ликвидации НБП. Прокуроры сочли, что в 2000–2001 гг. НБП нарушала закон об общественных объединениях, в частности статью 16, запрещающую общественные объединения, действия которых “направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, создание вооруженных формирований”. В программных документах и внутренних изданиях партии прокуроры нашли призывы создать национал-большевистскую армию и устроить вооруженное вторжение в Казахстан. Затем к обвинениям добавился захват приемной администрации президента. Суд согласился с доводами прокуроров и вчера постановил ликвидировать НБП. Теперь это самая крупная из запрещенных российским судом организаций.

Представители НБП обещают обжаловать решение в Верховном суде и не оставлять попыток зарегистрировать партию.

Лимонов свою деятельность сворачивать не собирается и считает, что суд добавил популярности НБП. “Решение суда показывает, что мы реальная политическая сила”, – сказал он “Ведомостям”. Оно лишь раззадорит активистов НБП, чем больше будет таких решений, тем выше рейтинг, подтверждает президент фонда “Экспериментальный творческий центр” Сергей Кургинян.

К выборам 2007 и 2008 гг. нацболы могут стать базой диверсионных отрядов на случай уличных столкновений власти и оппозиции, говорит политолог Владимир Голышев. Пока “они никогда не позволяли себе терактов или других кровавых действий”, но, если власть начнет закручивать гайки, могут начать действовать серьезно, считает эксперт.

Нацболы давно не нравятся Кремлю. На прошлой неделе замруководителя президентской администрации Владислав Сурков объявил их “опасностью, которую нельзя недооценивать”.

Но запрет деятельности НБП заложил “политическую бомбочку”, считает один из кураторов молодежного движения “Оборона” (объединяет активистов “Яблока”, СПС и демократических социалистов) Илья Яшин, ведь “любой запрет вызывает противодействие и повышение градуса радикальности”. Яшин говорит, что “Оборона” продолжит сотрудничать с НБП (они совместно участвуют во многих акциях протеста), если нацболы будут действовать мирно. “НБП действует на тонкой грани хулиганства и насилия, – считает оппонент Яшина, лидер “Наших” Василий Якеменко. – И нацисты в Германии сначала пели, потом стекла били, а потом уже убивали”.