Останутся сильнейшие


Высокая концентрация активов и капитала российских банков – общепризнанный факт. При этом российские банкиры и иностранные эксперты неоднократно сетовали, что основным игроком на банковском рынке в России является государство. Оно напрямую контролирует более половины банковских активов, а опосредованное участие госструктур федерального и регионального уровней в капитале еще более значительно, отмечает аналитик Standard & Poor’s Ирина Пенкина. При этом, по ее мнению, в обозримом будущем государство не намерено передавать кому-либо контроль над крупнейшими банками, в том числе Внешторгбанком и Сбербанком. “Снижение роли государственных банков не представляется столь очевидным, о чем говорят и некоторые зарубежные коллеги”, – признал недавно первый зампредседателя ЦБ Андрей Козлов. Однако он отметил, что на Сбербанк, который остается крупнейшим российским банком, приходится уже 60% рынка вкладов населения против 70% в 2002 г. Тем не менее ситуация в банковском секторе легко объяснима, считает вице-президент банка “Держава” Андрей Макогон. Она полностью отражает ситуацию в экономике, переживающей монополизацию и последствия олигархической приватизации, убежден он.

Тем временем консолидация происходит во многих банковских системах развитых стран. Если до середины 90-х гг. концентрация банковского капитала снижалась, то впоследствии в ряде стран ситуация стабилизировалась либо шла консолидация, отмечают эксперты базельского Банка международных расчетов (БМР). Исследования показывают, что концентрация банковского капитала снижает вероятность кризисов, потому что более крупным банкам легче диверсифицировать риски, получать более высокую прибыль, а вкладчикам легче следить за состоянием таких банков, резюмируют в БМР.

В прошлом году БМР опубликовал сравнительную статистику: на долю пяти крупнейших банков в развитых странах приходится от 24% (в США) до 90% (в Швеции) совокупных активов. В России на начало этого года пятерка крупнейших банков контролировала 45%, как и во Франции. Помимо Швеции отрыв крупнейших банков более весом в Канаде (87%), Голландии (84%), Бельгии (83%), Швейцарии (80%), Финляндии (79%), Австралии (77%), Норвегии (60%) и Испании (55%).

До сих пор общемировая тенденция консолидации банковского бизнеса почти не коснулась России, считают в S&P. Однако там ожидают, что ее проявление будет все более заметным. Ведь в стране нет ни одного частного банка, контролирующего более 4% рынка. В то время как масштаб бизнеса все больше расценивается как необходимое условие долговременной рентабельности.

По мере активизации иностранцев в России концентрация вырастет, полагает Макогон. А Козлов подчеркивает, что глобализация уже создает новые тенденции в отечественном банковском секторе.