Россия и ВТО: Старые мифы


За последние 15 лет на полках магазинов появились тысячи новых товаров, о существовании которых многие жители бывшего СССР даже не подозревали. Но возросшее значение внешней торговли можно оценить не только на бытовом уровне. Примерно 40% ВВП России образуется в экспортных операциях. Внешняя торговля обеспечивает занятость, формирует значительную долю госбюджета и способствует устойчивому развитию экономики страны.

Рост роли внешнеторговых операций – тенденция, характерная для всех стран мира. Более трети мирового ВВП создается при прямом участии внешней торговли. И в этом главная причина создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления присоединиться к ней.

ВТО – это своего рода кодекс правил, которыми должны руководствоваться правительства, регулируя национальную внешнюю торговлю товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, и одновременно это инструмент надзора за тем, как правительства 148 присоединившихся стран-членов выполняют эти правила. Не менее важны и две другие функции организации: проведение многосторонних переговоров о развитии правил торговли и разрешение торговых споров.

Вопрос о присоединении России к ВТО имеет давнюю историю. Еще в 1986 г. СССР предпринял попытку стать членом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественника ВТО. Однако жесткое сопротивление США помешало этому, и статус наблюдателя в ГАТТ был получен СССР лишь в конце 1990 г. Россия унаследовала этот статус в 1992 г. Таким образом, решение начать переговоры о присоединении к ГАТТ (декабрь 1993 г.), а затем и к ВТО не было сиюминутным. Переговоры о присоединении идут уже 10 лет, с июля 1995 г., и именно тогда начался отсчет переходного, подготовительного периода, о якобы отсутствии которого не устают говорить критики организации. Между тем этот переходный период уже дал свои позитивные результаты.

Уже несколько лет внешняя торговля России опирается на новое внешнеторговое законодательство (законы о госрегулировании внешнеторговой деятельности, о защитных мерах, Таможенный кодекс), которое существенно улучшило конкурентные позиции национальных производителей.

В рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО Россия подписала двусторонние протоколы со многими важными торговыми партнерами, среди которых Евросоюз и Китай, что стимулировало взаимный товарооборот. Переговоры с ВТО привлекли внимание российских предпринимателей ко многим ранее не известным им вопросам политики, организации и техники внешней торговли, способствовали повышению их общей экономической грамотности.

Никогда прежде в истории нашей страны вопрос о вступлении в международную организацию не выносился за пределы властных кабинетов и не становился предметом обсуждения в обществе. Однако отсутствие традиций демократической дискуссии привело к внедрению в массовое сознание нескольких ложных мифов.

Первый миф основан на тезисе, что присоединение к ВТО якобы приведет к неконтролируемому открытию российского рынка, разорению целых отраслей российской промышленности и резкому росту безработицы. Это не так. Вступив в ВТО, Россия сохранит возможности защищать свою экономику с помощью таможенных тарифов. По истечении 4–5 лет после присоединения к ВТО Россия в среднем понизит ставки тарифов примерно на четверть, что позволит сохранить достаточно высокий уровень таможенного обложения – он будет превышать действующие ставки в развитых странах в 2–2,5 раза. Чтобы оценить эффект этого снижения, надо вспомнить, что правительство в последние годы в одностороннем порядке и очень существенно снижало таможенные пошлины. Кто это заметил?

К тому же правила ВТО в случае острой необходимости разрешают поднять ранее сниженные тарифы на любой товар после консультаций с экспортерами. Предусмотрена и широкая гамма защитных мер в отношении отдельных отраслей, страдающих от иностранной конкуренции. Эти нормы ВТО уже включены в российское законодательство по внешней торговле. Поэтому того “открытия рынка”, которым иногда запугивают российских граждан, не произойдет.

Для ряда отраслей проблема заключается не в иностранной конкуренции, а в неразвитости механизмов внутреннего рынка. При сопоставлении цены зарубежных гражданских самолетов ($70–80 млн) с ценой российских аналогов ($35–40 млн) преимущество, казалось бы, безусловно за нашей техникой. Однако наши авиакомпании не покупают российскую продукцию в первую очередь из-за отсутствия привлекательных схем кредитования и лизинга. Протекционизм их появлению не поможет.

За рамками дискуссий, как правило, остаются комплексные национальные интересы, а они не всегда совпадают с интересами отдельных отраслей. Упускается из виду взаимосвязь условий присоединения к ВТО с проблемами долгосрочной экономической политики. Можно попытаться защитить автомобильную промышленность высокими пошлинами на старые иномарки и легко разрушить ее непродуманным повышением тарифов естественных монополий.

Второй миф: жесткая увязка национального законодательства с правовыми нормами ВТО и связывание ставок таможенного тарифа якобы отрицательно скажутся на российском бизнесе. Скорее наоборот. Российское законодательство станет более стабильным, сбалансированным, четким и открытым. И это уже произошло. Вопрос стабильности относится и к уровню ставок таможенного тарифа: их частое изменение лишает предпринимателей возможности заключать долгосрочные торговые сделки. Поэтому “связанные”, т. е. стабильные, ставки таможенного обложения, несомненно, выгодны предпринимателям.

Третий миф: Россия потеряет экономический суверенитет и лишится возможности проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. Это не так. Членство в ВТО немногим отличается от членства в других международных организациях, любая из которых налагает на своих членов обязательства. Россия уже участвует во многих международных организациях и, однако, не жалуется на потерю суверенитета. Пожалуй, главное обязательство, которое мы возьмем на себя в рамках ВТО, – это регулирование внешней торговли страны, руководствуясь международными правилами. Россия сохранит все суверенные возможности формулировать и осуществлять национальную внешнеэкономическую политику с соблюдением правил ВТО. Данное обязательство не мешает членам организации проводить самостоятельную экономическую политику.

Четвертый миф: вступление мало что даст российским экспортерам, особенно сырьевым, поскольку они уже пользуются теми же условиями доступа на иностранные рынки, что и члены ВТО. Однако любые преференции во внешней торговле применяются в отношении России на базе двусторонних договоров, а члены ВТО действуют на основе многосторонних договоренностей, что повышает их надежность. Кроме того, расширение вывоза наукоемких товаров вне правовых рамок ВТО – задача крайне непростая.

Сейчас Россия, живя фактически по правилам ВТО, лишена возможности участвовать в выработке новых правил международной торговли. По мере приближения даты нашего вступления в эту организацию все более остро встает вопрос о дальнейшем плане действий России. У нашей экономики есть вполне конкретные и немалые внешнеторговые интересы, поэтому России необходимо не просто вступить в ВТО, но и научиться с выгодой использовать этот инструмент экономической дипломатии.