“ЮКОС” избежит распродажи


Между тем из желающих приобрести принадлежащие “ЮКОСу” акции Mazeikiu nafta выстроилась внушительная очередь. Первым об этом намерении еще несколько месяцев назад заявил “ЛУКОЙЛ”, а вчера глава его стратегического партнера – ConocoPhillips Джеймс Малва встречался с литовским премьером Альгирдасом Бразаускасом и сказал, что его компания заинтересована в совместном с “ЛУКОЙЛом” инвестировании в нефтяной комплекс страны. Среди претендентов на Mazeikiu nafta также ТНК-ВР, международный трейдер Vitol, казахстанская государственная “КазМунайГаз”, “Газпром” и Газпромбанк.

Российский Минюст объявил вчера, что направил министерствам юстиции Литвы и Нидерландов просьбу выявить на территориях этих стран активы структур, аффилированных с “ЮКОСом”, и запретить регистрацию сделок с акциями Mazeikiu nafta, принадлежащими “ЮКОСу”. Как пояснила “Ведомостям” замначальника центра общественных связей Минюста Татьяна Чернышева, это сделано, чтобы воспрепятствовать возможной продаже акций, средства от которой не попадут в федеральный бюджет. Ему “ЮКОС” должен более $2 млрд.

В пресс-службе “ЮКОСа” демарш Минюста комментировать отказались. Но источник в компании говорит, что Yukos Finance не является должником России. Поэтому он сомневается, что просьба Минюста будет выполнена. Собеседник “Ведомостей” полагает, что инициатива чиновников свидетельствует о том, что власти желают продажи Mazeikiu nafta одной из госкомпаний.

Советник литовского премьера Саулюс Спечус сказал “Ведомостям”, что Министерство юстиции Литвы пока не получало обращения от российских коллег. “Ситуация юридически очень сложная и требует пристального изучения”, – сказал он. С голландским Минюстом связаться вчера не удалось.

Сергей Соколов из юридической фирмы “Маркс и Соколов” говорит, что правовой основой для удовлетворения просьб Минюста могут служить межгосударственные договоры о правовой помощи по гражданским делам и о взаимном признании судебных решений. По его словам, с Литвой такие договоры у России есть. Но об их существовании между Россией и Нидерландами юристу не известно. И в любом случае вопрос о замораживании активов и последующей продаже в интересах России, говорит Соколов, решает не Минюст, а местный суд.

Аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков считает, что ходатайство России о замораживании акций литовского концерна может подвигнуть “ЮКОС” к ускоренной их продаже, но это же самое обстоятельство сильно охладит пыл покупателей. “Если ранее цена пакета на аукционе, который планировало руководство “ЮКОСа”, могла достичь $2 млрд, то теперь компания рискует даже не вернуть $350 млн, за которые она его купила”, – полагает эксперт.