Цена забастовки – 140 млн евро


С 16 по 18 мая профсоюз работников лесной промышленности Финляндии провел забастовку на местных ЦБК. Он требовал повысить своим членам зарплату на 3%, а также останавливать комбинаты на Рождество и Иванов день (День летнего солнцестояния). Работодатели требований не выполнили. А по окончании забастовки крупнейшие финские комбинаты, входящие в Федерацию лесной промышленности, объявили локаут.

А вчера пресс-секретарь Федерации лесопромышленного комплекса Хелена Аатинен объявила, что сегодня работодатели и профсоюзы подпишут мировую. Представитель профсоюза работников лесной промышленности Эса Майсти подтвердил факт урегулирования конфликта. Огласить условия мировой они отказались. Аатинен говорит, что из-за полуторамесячного простоя финские ЦБК недополучили около 1,68 млрд евро выручки. Оценка профсоюзов чуть ниже – 1,2–1,6 млрд евро.

Забастовка и локаут нанесли серьезный удар и по российским лесопромышленникам. Финны перестали закупать в России не только древесину для ЦБК, но и пиловочник, говорит один из лесопромышленников Ленинградской области. Он поясняет, что финские лесопилки поставляют отходы производства – щепу на ЦБК. Но из-за их остановки они сократили объемы производства и отказались от российского сырья.

Директор по продажам круглого леса Национальной лесоиндустриальной компании Вячеслав Канатов говорит, что за время локаута компания смогла продать часть сырья в Швецию и Норвегию, но самые тяжелые времена наступают сейчас. “Финские партнеры уведомили нас, что их склады забиты до отказа сырьем и закупки приостанавливаются до конца августа”, – говорит Канатов. Его слова подтверждает заготовщик из Ленобласти, который говорит, что до начала сентября российский лес вряд ли поедет в Финляндию. Канатов оценивает недополученную выручку НЛК от локаута и его последствий в 1–1,5 млн евро за каждую неделю.

Менеджер по коммуникациям UPM Kummene Сари Хоркко вчера не подтвердила, но и не опровергла информацию российских лесников. Менеджер Stora Enso Арто Лююкорпи говорит, что его компания в июле будет вынуждена сократить закупки баланса и пиловочника на 20–30%. Он добавил, что российские поставщики не предъявили никаких претензий UPM Kummene: “Они понимают, что обстоятельства не зависят от нас и что мы делаем все от нас зависящее”.

По данным Конфедерации предприятий лесопромышленного комплекса СЗФО, у российских поставщиков скопилось около 1 млн т баланса. А на складах осталось почти столько же деловой древесины, которая также предназначалась для Финляндии, говорит аналитик конфедерации Игорь Рывкин. По его оценке, российские лесопромышленники недополучили около 70 млн евро. “Это еще не конец. Еще около двух недель уйдет на вывод комбинатов на рабочую мощность, – отмечает Рывкин. – Кроме того, из-за затоваривания складов в Финляндии лес там понадобится не ранее сентября”. Итоговые потери российских лесопромышленников составят 140 млн евро, подсчитал он.