Стало только хуже


Аудиторы Счетной палаты с февраля по май проверяли четыре рыболовецких региона и пришли к обескураживающим выводам. В Магаданской области в прошлом году рыболовы освоили только 20% от объема полученных квот, в Камчатской – 47,2%, в Корякском АО – 27,8%, а в Чукотском АО – всего 17,4%. В целом же по стране из почти 3 млн т общедопустимого улова в прошлом году было выловлено только 57,6%, а для лова в прибрежной зоне, квотируемого на региональном уровне, этот показатель еще ниже – всего 35%. Аудиторы обращают внимание на то, что рыбная отрасль отчисляет все меньше и меньше средств в бюджеты всех уровней: в 2004 г. эти платежи сократились почти на треть и составили чуть более 10,2 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты.

По новому порядку компания не могла получить квоты, имея бюджетную задолженность. Однако в ведомстве Сергея Степашина обнаружили удивительную вещь. “В базу данных межведомственной комиссии, занимающейся определением долей, были внесены недостоверные сведения, в частности, об организациях Камчатской и Магаданской областей, после чего они получили квоты на пять лет”, – говорится в отчете Счетной палаты. Основная цель нового механизма распределения квот – эффективность и рациональность их использования – не достигнута, резюмировали аудиторы.

Но в Минсельхозе, курирующем Росрыболовство и распределение квот, категорически не согласны с аудиторами. А низкий процент освоения квот руководитель департамента по рыбохозяйственной политике Минсельхоза РФ Анатолий Макоедов объясняет тем, что регионы выбили в свое распоряжение “излишние объемы квот”, которые не смогли потом освоить. Еще одна причина – разный спрос на разные виды водных биоресурсов. Например, рыбаки не стремятся добывать кальмара и морскую капусту из-за их низкой рыночной стоимости, говорит чиновник. Серьезных изъянов в самом механизме Макоедов не видит. А сенатор от Сахалинской области Владимир Шаповал считает, что пятилетний срок квотирования “позволяет компаниям выработать программу действий”.

Впрочем, представители отраслевых компаний новшеством недовольны. “Раньше можно было изменить свою квоту раз в год, участвуя в аукционе. А теперь квота закрепляется на пять лет, пересмотреть эту долю крайне сложно, – рассуждает гендиректор компании “Элит-Маркет” Виталий Солдатенко. – Этот порядок просто приведет к исчезновению мелких предприятий, а крупным придется объединяться”. О той же проблеме говорит и председатель совета директоров “Севрыбы” Александр Полещук – купить при необходимости дополнительные квоты просто невозможно. “Мы стали меньше ловить в разы: у нас мощностей на 7000 т, а ловим мы 750 т”, – сетует он.

Сейчас компании, которым не хватает квот для загрузки производства, вынуждены добирать их разными способами, например через создание совместных предприятий, рассказывает Солдатенко. Или, признается он, “тайком” докупают необходимые объемы у других рыболовецких предприятий.

Нынешний механизм распределения квот практически “консервирует” расстановку сил, согласен главный экономист компании “Тройка Диалог“ Евгений Гавриленков. С учетом того что в этой отрасли еще идут структурные изменения, а потенциальная устойчивость нынешних компаний на рынке не ясна, динамичная ситуация была бы полезнее для развития отрасли, чем пятилетняя “стабильность”, считает эксперт.