СУЭК построит терминал


Строительство угольного терминала в бухте Мучка (Хабаровский край, порт Ванино) началось еще в 2002 г. Проект был включен в инестпрограмму Министерства путей сообщения, а оператором и подрядчиком строительства стала Балтийская строительная компания (БСК). БСК успела потратить более 320 млн руб. на отсыпку грунта и строительство подъездов к будущему терминалу. Но весной 2003 г. новое руководство МПС прекратило финансирование проекта, посчитав его непрофильным. Переговоры о продаже недостроя БСК и СУЭК начали в середине прошлого года, а к началу текущего сделка была закрыта. Единственным оператором проекта стала 100%-ная “дочка” СУЭК – “Дальтрансуголь”. Официально сумма сделки не называется. Но еще в прошлом году гендиректор морского порта Ванино Аполлон Шенгелия говорил “Ведомостям”, что стороны сошлись на $15 млн.

Возобновить строительство терминала СУЭК намерена уже в этом году. Отгрузка угля через него начнется в 2008 г. Как заявил вчера гендиректор СУЭК Владимир Рашевский, стоимость строительства составит $100 млн, а проектная мощность терминала – 12 млн т. Финансироваться строительство, по словам Рашевского, будет как из собственных средств СУЭК, так и на заемные средства “экспортно-импортных агентств и других финансовых организаций”. Долю заемных средств и круг потенциальных кредиторов Рашевский не уточнил. Но по словам представителя СУЭК, компания планирует завершить переговоры с ними в течение 6–9 месяцев.

Через новый терминал СУЭК планирует отправлять уголь со своих бурятских месторождений. Основной маршрут поставок – Япония, Южная Корея и Тайвань, говорит представитель СУЭК. Сейчас основной поток угля в этом направлении проходит через приморский порт Восточный. За 2004 г., по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), терминал Восточного перевалил 14,8 млн т угля из общих 17 млн т, отгруженных в порты Дальнего Востока. Основной акционер Восточного порта – “Кузбассразрезуголь”. Получить его комментарии по поводу планов СУЭК вчера не удалось. Но, по мнению гендиректора “Сибуглемета” Александра Мелихова, серьезной конкуренции между двумя терминалами не будет. “На рынке явная нехватка экспортных мощностей, которые даже вместе они не закроют”, – говорит он. С ним согласен и вице-президент “Промышленных инвесторов” Владимир Ашурков, отмечая, что сегодня терминал Восточного работает на пределе мощностей.

Сам “Сибуглемет”, по словам Мелихова, также подумывает о строительстве собственного терминала на Дальнем Востоке. “Окончательно решение еще не принято, все будет зависеть от развития рынка”, – замечает он. За 2004 г. перевалка экспортного угля через дальневосточные порты выросла, по данным АСОП, на 36%. И в ближайшие несколько лет поставки угля в азиатские страны будут расти в среднем на 5% ежегодно, полагает Александр Пухаев из ОФГ. “Грузопоток в этом направлении очень серьезный и одного, даже двух терминалов определенно не хватит”, – говорит начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова.