Заманчивый автопром


Вчера Ernst & Young опубликовал ежегодный обзор инвестиционной привлекательности разных мировых рынков. Для этого эксперты компании в марте – апреле опросили 672 топ-менеджера, почти 90% из которых работают на американские и западноевропейские предприятия. Годовой оборот 68% компаний – больше 150 млн евро, а у 27% превышает 1,5 млрд евро. Менеджеров попросили назвать наиболее привлекательный для инвестиций в 2004 г. регион и страну.

Региональные предпочтения инвесторов за последний год изменились не сильно: самым популярным рынком остается Европа, а западноевропейские государства по-прежнему опережают своих восточных соседей. Правда, Северная Америка и Китай за прошлый год заметно укрепили позиции, причем за счет европейских стран.

Зато Китай и США сохранили лидерство в страновых предпочтениях. Выбирая тройку самых привлекательных государств, Китай назвали 52% инвесторов (год назад – 37%), а США – 39% (30%). За ними идут Индия, Польша, Германия, Британия, Чехия и Франция. Россия оказалась только на 9-м месте с 7% (в 2004 г 8%). США вырвались вперед благодаря ускорившемуся росту экономики, снижению процентных ставок и курса доллара, полагает экономист ING Bank Юлия Цепляева. “Улучшение макроэкономической ситуации, помноженное на благоприятную, как и прежде, среду для ведения бизнеса, дало сильный эффект”, – говорит она.

Россия в основном значится в планах инвесторов на будущее. В соответствующем рейтинге она второй год подряд идет после лидеров – в 2003 г. Германии, а сейчас Польши. “Когда инвесторов спрашивают, куда они хотели бы вложить деньги в будущем, вслед за Польшей они вспоминают о России, – объясняет этот парадокс старший менеджер парижского офиса E&Y Фабрис Рено. – Но существует огромный разрыв между тем, как инвесторы воспринимают Россию, и тем, сколько денег они готовы вложить в нее прямо сейчас”. Большой и растущий рынок, который далек от насыщения, – сильный соблазн для инвесторов, замечает Цепляева. Год назад несколько крупнейших банков мира назвали Россию приоритетом № 1 в своих планах. Но дело “ЮКОСа” изрядно подпортило России репутацию и сейчас наша страна исчезла из первых строчек в инвестпланах, сожалеет она.

Оценили нынешнюю Россию пока что только автопроизводители – среди европейских стран в списке их приоритетов она на 3-м месте после Британии и Германии. “Автомобильные компании, которые построили производство в России, получают доступ к огромному рынку, который с каждым годом будет только расти”, – поясняет Рено из E&Y. Еще в середине 1990-х гг. автогиганты определили Россию как “стратегическую зону”, говорит представитель Ford Motor Екатерина Кулиненко. “[Эти] ожидания оправдались – доходы населения растут, а вместе с ними и [наши] продажи”, – говорит она. Российский авторынок еще очень далек от насыщения, поэтому производство будет расти, добавляет Анастасия Кокорева, представитель Toyota Motor (планирует начать выпуск в России в 2008 г.).