Купить нельзя? Арендовать


В пятницу Госдума приняла во втором, решающем, чтении закон о концессиях. Первое чтение документ прошел еще в 1996 г., а третье запланировано на 6 июля. Концессии разрешают предпринимателям брать в долгосрочную аренду у государства объекты, которые нельзя приватизировать. Инвестор также может построить и в течение определенного срока эксплуатировать такой объект. Закон разрешает сдавать в концессию автодороги, трубопроводы, аэродромы (в том числе взлетно-посадочные полосы), электростанции и электросети, железнодорожный и городской транспорт, порты (включая причальные стенки), а также объекты коммунального хозяйства, культуры и здравоохранения.

В ходе девятилетнего согласования из списка госимущества, которое можно брать в концессию, исчезли недра. А из оставшихся в списке объектов на “стратегические” – важные “для обеспечения обороноспособности и безопасности” – концессионеры смогут рассчитывать только с личного одобрения президента. Правда, вопреки пожеланиям главного правового управления (ГПУ) Кремля иностранные инвесторы получат такие же права на концессии, как отечественные. “Подстраховались”, – объясняет ограничения на концессии для “стратегических” объектов председатель профильного комитета Госдумы “единоросс” Валерий Драганов.

Исчезло из закона и упоминание о минимальном и максимальном сроке концессионного соглашения. Предложенная Минэкономразвития редакция ограничивала его семью и 99 годами, соответственно, а принятый документ рекомендует лишь учитывать при определении срока время на “создание или реконструкцию” объекта, а также “объем и срок окупаемости” направленных на это инвестиций.

Концессии – “один из самых эффективных способов” привлекать частный капитал к работе с инфраструктурными объектами, радуется вице-президент “Комплексных энергетических систем” Михаил Матыцин. Сейчас, например, “нет никаких законных прав” инвестировать “хоть копейку в федеральное имущество” аэропортов, при том что госинвестиций “катастрофически не хватает”, объясняет первый заместитель гендиректора “Внуково” Виталий Ванцев.

Но инвесторов пугает неопределенность со сроками концессий. “Кто будет решать, что такое окупаемость? А когда инвестиции окупятся – что, нужно будет разрывать [концессионное] соглашение?” – не понимает директор компании “СРП-экспертиза” Михаил Субботин. По мнению Матыцина, “привязка к окупаемости” хороша “для определения нижней границы срока” концессии, “иначе в нее никто не пойдет”. Так, для строительства нового аэропорта “с бешеными капвложениями” это может быть и 49 лет, а на окупаемость инвестиций в развитие существующего комплекса “может хватить и пяти”, говорит Ванцев. Но для того чтобы прописать эти сроки, пришлось бы менять Гражданский кодекс, объясняет Драганов.

К тому же бизнесмены хотели бы защитить рынок от наплыва иностранного капитала. “Отечественный бизнес должен развиваться, а для этого нужно ограничить иностранные инвестиции, например, через обязательное создание совместных компаний”, – считает Ванцев. А под определением “стратегических” интересов могут скрываться просто “мифы”, опасается председатель промышленного комитета Совета Федерации Валентин Завадников. За рубежом в концессии можно включить и поставки услуг, а российский закон разрешает только “привести в порядок обветшалый водоканал, но не поставлять воду в квартиры – для этого нужно отдельное соглашение с владельцем водоканала”, сетует президент Национального центра по развитию государственно-частного партнерства Александр Баженов. Но против включения услуг в число объектов концессий возражали чиновники ГПУ, ведь в этом случае пришлось бы разрешить и концессии на недропользование, поясняет Драганов. Он надеется, что прошедший все формальности закон сможет вступить в силу осенью.