Легко ли быть углекопом


До сих пор “Кузбассразрезуголь” не публиковал консолидированной отчетности и не раскрывал бенефициаров. Но на прошлой неделе компания начала размещать среди западных инвесторов кредитные ноты (CLN) на $120 млн. В инвестмеморандуме, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, “Кузбассразрезуголь” раскрыл все эти данные.

В нем говорится, что компания принадлежит предпринимателю Искандеру Махмудову и председателю совета директоров “Кузбассразрезугля” Андрею Бокареву. Они владеют чуть более 75% акций компании. Но добыча угля и продажа его на внутреннем рынке никаких барышей Махмудову и Бокареву не приносит. В 2004 г. при выручке 15,6 млрд руб. ($564 млн) чистый убыток “Кузбассразрезугля” составил 74,7 млн руб. ($2,7 млн). Вся прибыль компании остается за рубежом – у Krutrade. В 2004 г. его выручка составила $1,3 млрд, а чистая прибыль – $214 млн. Krutrade зарегистрирован в Австрии, но все операции ведет через Кипр. Поэтому эффективная ставка налога на прибыль компании была 5,6%, следует из меморандума.

Помимо Махмудова и Бокарева бенефициарами Krutrade являются зампред совета директоров “Кузбассразрезугля” Игорь Мочальников и председатель совета директоров Krutrade Геннадий Айвазян. Инвестмеморандум не содержит информации об их долях. Бокарев лишь сказал “Ведомостям”, что у Махмудова наибольшая доля. С Махмудовым, Мочальниковым и Айвазяном “Ведомостям” связаться не удалось.

Но участники рынка считают, что Махмудову принадлежит контрольный пакет в “Кузбассразрезугле” и Krutrade. Махмудов пришел в большой бизнес еще в начале 1990-х гг., говорит совладелец крупной горнодобывающей компании. Тогда в TWG он отвечал за медный бизнес и создал Уральскую горно-металлургическую компанию. Углем Махмудов заинтересовался во второй половине 1990-х гг. Акции “Кузбассразрезугля” он скупал не один год, отмечает топ-менеджер промышленного холдинга. В меморандуме говорится, что контроль над компанией партнеры получили в 2000 г. До этого ее акциями владели железнодорожный оператор Transrail, “Сибирский алюминий” и компания “Московит”, контроль над которой приписывался певцу Иосифу Кобзону.

Бывший топ-менеджер крупной металлургической компании, знакомый со всеми четырьмя партнерами, говорит, что Бокарев, Мочальников и Айвазян начинали менеджерами у Махмудова. Несколько лет назад долю в бизнесе получил Бокарев, а затем – Мочальников и Айвазян. “Это бонусы, хозяин по-прежнему Махмудов”, – уверен он.

До сих пор лишь одна компания публично признавалась, что львиная доля ее доходов уходит за границу. Прошлым летом “Евразхолдинг“ в инвестмеморандуме к выпуску еврооблигаций указал, что в 2003 г. более половины выручки и 75% чистой прибыли группы оседает в карманах зарубежного трейдера. Впрочем, в 2004 г. “Евразхолдинг“ отказался от этой практики. По итогам 2004 г. 90% его чистой прибыли получили меткомбинаты компании.

Финансовые показатели угольного бизнеса Махмудова не удивили экспертов. Рентабельность компании и ее трейдера в 2004 г. – 12% по чистой прибыли и порядка 25% по EBITDA, отмечает аналитик банка “Траст” Михаил Галкин. А горнорудный бизнес “Мечела” при выручке в $878 млн принес компании $328 млн чистой прибыли. Но член совета директоров Объединенной промышленной корпорации Дмитрий Сахно указывает, что сверхприбыли можно зарабатывать только на коксе, а “Кузбассразрезуголь” специализируется на энергетических углях. Цены на коксующийся уголь, по его словам, в 2004 г. выросли более чем вдвое. А на энергетические, по словам представителя СУЭК, лишь на 5–15%.