“Несерьезный разговор”


В субботу объединять приунывших демократов пытались лидеры Республиканской партии (РПР). На ее конференцию в отель “Солнечный” по соседству с рынком стройматериалов на Каширке приехало около 200 партийцев. Первые ряды конференц-зала заняли гости, среди которых корреспондент “Ведомостей” обнаружил председателя партии “Наш выбор” Ирину Хакамаду, председателя федерального политсовета СПС Никиту Белых, зампреда “Яблока” Сергея Митрохина, экс-руководителя ельцинской администрации Сергея Филатова, президента фонда “Индем” Георгия Сатарова и председателя движения “За права человека” Льва Пономарева.

Лидер республиканцев Владимир Рыжков в течение 20 минут зачитывал собравшимся собственную программу, на базе которой предложил объединить “демократические усилия”. Свободу граждан, честность власти и достойный уровень жизни Рыжков хочет обеспечить, в частности, отменив выборную реформу. Барьер для прохождения в парламент для партий следует снизить до 4%, выбирать, как прежде, половину депутатов Госдумы от одномандатных округов и восстановить выборы в Совет Федерации. Генпрокуратуру Рыжков предложил переподчинить парламенту, а президента лишить возможности “подминать под себя законодательные и судебные органы власти”. Центр должен поделиться с регионами источниками доходов, численность армии можно сократить с 1,12 млн до 800 000 человек, а рождаемость повысить, выплачивая родителям $2000 за каждого ребенка.

Первые пинки республиканцы получили от “Яблока”. “Это несерьезный разговор [об объединении]”, – отрезал Митрохин. “У нас [с РПР] идеологические расхождения: они – носители олигархической идеологии, их программа ориентирована на права крупных собственников, а о том, как закрыть вопрос с грабительской приватизацией, нет ни слова”, – перечисляет претензии руководитель красноярской организации “Яблока” Владимир Абросимов. Его партия хочет решить этот вопрос, введя единовременный “компенсационный налог на чрезвычайную прибыль”, говорится в “яблочной” программе объединения демократов. Такими выплатами смогут отделаться те участники приватизации, которые не совершали “убийств и других тяжелых преступлений против личности”, считает лидер “Яблока” Григорий Явлинский.

Но его программа пользуется не большей популярностью, чем идеи конкурентов. “Законодатель тут же запутается, что считать убийством – [убийство] во время залогового аукциона или на следующий день после и кого убили – бывших собственников или претендентов”, – замечает Белых из СПС. Республиканец Валерий Зубов, экс-губернатор Красноярского края, говорит, что Явлинский “как автор программы “500 дней”, в развитие которой принималась программа приватизации”, мог бы предложить более четкие критерии для выявления кандидатов на уплату налога.

В итоге “Яблоко” заочно переругалось с СПС, а правые вообще отказались объединяться с кем бы то ни было до конца года. “Куда бы власть ни развернулась, они [СПС] всегда будут с ней, – заявил в воскресенье Явлинский. – У них небольшой электорат: даже не все жены олигархов, думаю, голосуют за них”. Белых же объяснил, что объединение на базе РПР – это “технологический риск”, поскольку партия может попросту не пройти перерегистрацию – для этого к 1 января 2006 г. ей нужно собрать 50 000 членов.

Пока у республиканцев всего 17 000 соратников, признал Рыжков. Соперники не верят и в эту цифру. “Карликовая партия, состоит из друзей и членов семьи [одного из лидеров, члена политсовета Владимира] Лысенко”, – характеризует республиканцев Галина Хованская из “Яблока”, которая была конкурентом Лысенко на выборах в Госдуму в 1999 и 2003 гг. “Никто из семьи в партии не состоит: 11 000 с лишним достались нам с начала 1990-х гг., а остальные вступили за эти полгода, когда в партию пришли Рыжков, [член бюджетного комитета Госдумы Михаил] Задорнов и Зубов”, – возражает Лысенко.

Правда, пока что РПР сложно даже собрать своих членов. На прошедшей конференции около 20 человек было от Москвы и Подмосковья и по двое – от 59 регионов, говорит председатель Контрольно-ревизионной комиссии РПР Владимир Зырянов. “Всех [Рыжков и Лысенко] звали лично”, – заметил он. По словам делегата от Московской области, он приехал на конференцию “из уважения к Лысенко, с которым раньше вместе работал”. Рыжков сказал, что вместе с соратником объездил 28 регионов. Кроме убеждения делегатов, партийцы пытались и вербовать новых сторонников. За месяц до конференции, например, РПР переманивало красноярских “яблочников”, вспоминает их лидер Абросимов. “Денег Рыжков не предлагал, убеждал самораспуститься и войти в РПР”, – говорит он. “Яблочники” вливаться отказались.

Объединения демократов “до конца года ждать не приходится”, резюмирует Алексей Макаркин из Центра политических технологий. А по мнению Глеба Павловского из Фонда эффективной политики, на это не стоит надеяться вовсе: “Все, что их [демократов] занимает, – это внутривидовая борьба, а объединиться они могут только для того, чтобы сожрать своих же коллег”.