ПРАВИЛА ИГРЫ: Учителя демократии


В апреле V съезд профсоюза работников народного образования и науки РФ направил в адрес президента России обращения по поводу финансовых проблем в сфере образования. Одно – о положении работников образования, другое – о проблемах студенчества. Профсоюз пригрозил всероссийской забастовкой 12 октября, в случае если к 1 сентября не удастся договориться с правительством об индексации зарплаты учителей в 1,5 раза в течение 2005 г. и еще в 1,5 раза за 2006 г. И, как часто бывает в таких случаях, призвал своих членов и сочувствующих в течение двух месяцев присылать свои подписи в поддержку обращений.

Само по себе содержание посланий не слишком оригинально: стон “нету денег, дайте денег”. Но интересно вот что. Во-первых, призыв к массовой бессрочной забастовке со стороны одного из крупнейших в стране профессиональных союзов вообще не стал информационным поводом. Гробовое молчание в СМИ. Во-вторых, когда 3 июня были подведены итоги подписной кампании, то, по подсчетам организаторов, оказалось собрано более 2 млн подписей, как сказано на сайте профсоюза, “работающих, студентов, учащихся, а в некоторых территориях представителей общественности и родителей”. В России порядка 3 млн работников образования, школьных учителей из них, грубо говоря, половина. Даже с учетом того, что подписывали обращение не только преподаватели, референдум не референдум, а представительство получилось весьма значительное. Не на всяких выборах бывает такая явка.

Два с лишним миллиона подписей за два месяца, практически без всякой дискуссии в прессе – это сильно. Желающим продолжать рассказывать, что в России отсутствует гражданское общество, и делать из этого глобальные политические выводы стоило бы подумать трижды. Почему именно сейчас учителя проявили такую сплоченность и решимость, ведь в эпоху инфляции и задержек зарплат им солонее приходилось. Думаю, потому, что одно дело – требовать своей доли в ситуации реально дефицитного бюджета, когда государственных денег очевидным образом не хватает на всех, а проблемы, испытываемые бюджетниками, широко обсуждаются и очевидны всем. И совсем другое – когда нефтяные деньги переполняют государственный карман, по телевизору сладко поют о резком росте всеобщего благосостояния, а любые твои доводы никто не слышит за этим сладким пением.

Хорошо это или плохо, но для большинства налогоплательщиков существование самого бюджета оправданно в первую очередь необходимостью финансировать социальную сферу. Спросите среднего россиянина, зачем нужно платить налоги – и, за исключением тех, кто ответит, что не нужно (ибо разворуют), большинство вспомнит пенсионеров, медицину, образование. Именно эти функции государства принимаются почти всеми и легитимизируют в глазах общества сбор налогов, часть которых идет и на то, по поводу чего консенсуса в обществе нет. Это функционирование госаппарата, война в Чечне или даже инвестиции в науку. Власть только что публично прижала к стене бизнес именем тех самых учителей, которые на раздаче лопающегося от профицита бюджета оказались последними. Пока умные эксперты объясняют, что на самом деле имелся в виду передел сфер влияния, учителя, кажется, намерены просто сделать попытку заставить начальство в буквальном смысле отвечать за базар.