Заглянуть в трюм


Идея новой компании возникла почти что случайно. Инженеры Окриджской национальной лаборатории занимались поисками способов управления роботом внутри ядерного реактора. Когда эта цель была достигнута, исследователи обнаружили, что найденные технологические решения применимы и в других областях. Обычный радиосигнал не способен проникнуть ни внутрь ядерного реактора, ни внутрь стального контейнера для грузов на борту судна. Но метод гибридных радиоволн с расширенным спектром, разработанный в Окриджской лаборатории, помог решить эту задачу. “Контейнер может быть запрятан в глубине трюма или в доке посреди других контейнеров. Но от нашего сигнала невозможно скрыться, – рассказывает Скотт Блэр, вице-президент по развитию продукта Navigational Sciences. – Радиоволны сканируют поверхность, пока не найдут малейшие изъяны, через которые проникают внутрь”. Окриджская лаборатория передала эксклюзивную лицензию на использование этих разработок компании Navigational Sciences, созданной в 2000 г.

Как раз вовремя

Ее гендиректором стал Эрик Добсон, 36-летний инженер. До этого он некоторое время работал на базе речного флота в Чарлстоне (штат Южная Калифорния), где занимался научными исследованиями. “Окна моего кабинета выходили на реку. Каждый день я наблюдал за входящими и выходящими из порта судами, – вспоминает он. – Мне было интересно, что они везут на борту, откуда они пришли и куда направляются”. Добсон прекрасно знал, что авиадиспетчеры могут с высокой точностью определять местонахождение самолета в воздушном пространстве. Перемещение судов в океане отслеживается гораздо менее точно. Добсон решил создать компанию, способную заполнить информационный вакуум вокруг перемещения морских судов.

Поначалу Добсон думал использовать технологии Окриджской лаборатории для создания набора ряда методов обеспечения большей прозрачности и эффективности работы международных цепочек поставок. Но всего через несколько месяцев после рождения компании Navigational Sciences террористы атаковали Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

Они воспользовались плохой организацией системы безопасности в американских аэропортах. Но работники судоходных компаний хорошо понимали, что экстремисты могли с такой же легкостью организовать нападение через национальные порты. В 360 американских коммерческих портов ежедневно прибывает около 27 000 контейнеров. При этом только каждый 20-й из них проходит проверку на таможне. До недавнего времени таможенники были способны осуществлять лишь выборочную проверку наиболее подозрительных контейнеров. “Начиная с 11 сентября 2001 г. эффективная организация работы системы поставок постоянно входит в противоречие с правилами обеспечения безопасности, – объясняет Добсон. – Наши технологии позволяют найти компромисс между этими двумя противоречивыми требованиями”.

Метод, используемый Navigational Sciences, позволяет не только определить местонахождение контейнера, следы радиоактивных и химических веществ, но и понять, открывали ли контейнер в пути. Для этого он сканирует печать на его крышке. Полученная информация передается по спутниковой системе связи обратно в США.

Технологиями Navigational Sciences сразу же заинтересовалось Министерство внутренней безопасности США и даже выделило компании грант в $1 млн на дальнейшее совершенствование метода сканирования и передачи информации.

Коммерческий потенциал

Но Добсон полагает, что основной коммерческий потенциал технологий Navigational Sciences лежит в сфере обеспечения прозрачности и эффективности работы цепочек поставок. “У перевозчиков и транспортных компаний должен быть экономический стимул для внедрения мер безопасности, – говорит Добсон. – Бизнес нуждался в наших технологиях и до 11 сентября. Наши продукты будут покупать не из страха перед террористами. Их купят в первую очередь из-за их коммерческого потенциала”.

Сейчас в Navigational Sciences работает девять человек, шестеро из них – в штаб-квартире компании в Чарлстоне. Среди акционеров компании ее основатели и представители фонда частных инвестиций, вложившего в нее $5 млн. По словам Добсона, клиентами компании могут статьпроизводители и розничные торговцы, использующие морские перевозки. В последнее время цепочки поставок сильно усложнились и перевозка грузов стала занимать больше времени. В такой ситуации компаниям очень важно знать, где находится их груз и когда он будет доставлен. Стив Хиотт, финансовый директор Navigational Sciences, утверждает, что прототип отслеживающей системы Marine Asset Tag Tracking System будет запущен в эксплуатацию уже в июле этого года. Он станет работать на базе стандарта беспроводной связи GSM, а грузы будут сканироваться только на суше. Более совершенная версия прибора на базе спутниковой связи будет запущена только в следующем году.

Отслеживающие и распознающие приборы на основе радиоволн для сферы логистики разрабатывают еще несколько других крупных компаний, например Unisys. И все же Хиотт считает, что у Navigational Sciences есть целый ряд преимуществ. “Большинство наших конкурентов используют пассивные системы распознания, которые могут определить, когда контейнер достиг определенного пункта назначения, – объясняет он. – Но эти системы не способны предоставлять информацию в режиме реального времени, как это делает наши прибор”.

Однако впереди у Navigational Sciences еще много трудностей. Во-первых, компания должна доказать, что ее технологии будут столь же действенными посреди Тихого океана, как и в лабораторных условиях. Во-вторых, ей нужно преодолеть очень сложный для развития любого бизнеса этап и перейти от разработки продукта к его коммерческой эксплуатации. Для этого понадобятся дополнительный персонал и новые подходы к бизнесу. Теперь “речь пойдет о воплощении наших многочисленных проектов в жизнь”, утверждает Хиотт. (FT, 28.06.2005, Мария Подцероб)