ИНТЕРВЬЮ: Владлен Альтшуллер, соучредитель сетей “Мясновъ” и “Отдохни”


По уровню конкуренции между продовольственными сетями Нижний Новгород занимает одно из первых мест среди городов России, считает Владлен Альтшуллер, соучредитель сетей “Мясновъ” и “Отдохни”. В качестве подтверждения своих слов он напоминает, что крупнейший по обороту российский ритейлор – “Пятерочка” – до сих пор не открыл в регионе ни одного своего магазина.

Создать общероссийскую сеть магазинов Альтшуллер собирался, еще работая в Национальном торговом альянсе (НТА, сети магазинов “Эконта”, “Пятачок”, “Караван”), но из-за конфликта с собственником был вынужден уйти. Тогда, по его словам, и родилась идея специализированных магазинов “Мясновъ” и “Отдохни”, которые через несколько лет, как надеется Альтшуллер, появятся в 12 крупнейших регионах России.

– Вы были ученым, почему решили уйти в бизнес? Ведь была возможность уехать работать по специальности за рубеж и решить экономические вопросы?

– Типичная ситуация для молодых ученых, которая сложилась в начале 90-х гг. Семья, маленький ребенок, прекращение финансирования научных разработок. Да, была возможность уехать за рубеж и продолжать заниматься наукой, кстати, так многие мои сокурсники и сделали, но коллектив нашей лаборатории решил продолжать заниматься научными исследованиями, финансируя их за счет продажи наукоемкого медицинского оборудования. Мы разработали прибор для внутривенного лазерного облучения крови, который был необходим для проведения научных экспериментов. Увы, финансирование научных исследований не под силу маленькому коллективу единомышленников. В итоге мы прекратили научную деятельность и создали компанию по продаже медицинского оборудования. Управляя этой компанией, я и постиг все азы бизнеса.

– Кто придумал сеть экономных магазинов “Пятачок”, “Караван”? Вы были акционером компании “Альянс”?

– Десять лет я занимался организацией дистрибьюции медицинского оборудования, все здесь уже было для меня прозрачно и понятно. Хотелось развиваться дальше, и появилось желание применить свой опыт и знания в другой, более сложной сфере бизнеса – на потребительском рынке. Так и получилось. Мой приятель по радиофаку, который был одним из руководителей “Альянса”, пригласил посмотреть на его бизнес.

Вполне успешная оптовая компания тогда тоже стояла перед выбором, как и в каком направлении развиваться. Целый год я постигал основы продуктового бизнеса и наконец решил: это мое. Я стал акционером “Альянса” и возглавил розничный проект. За полтора года мы создали с нуля не просто две сети магазинов – “Пятачок” и “Караван” (всего около 40 магазинов в Н. Новгороде и области), но и всю инфраструктуру сетевого ритейла. Многое из того, что появилось за те годы в рознице, наша команда сделала первой. Это прежде всего правильная управленческая организационная структура, уникальные информационные технологии, крупнейший в области распределительный центр. Это позволило максимально эффективно выстроить все логистическое обеспечение сети, перейти на автоматизированный заказ товара с жестким централизованным управлением, внедрить категорийный менеджмент для создания единой управленческой цепочки, объединяющей весь процесс – от работы с производителями и поставщиками товаров до продажи в магазинах.

– Почему стали развивать две сети, а не одну?

– На самом деле развивать-то надо было все четыре формата (cash & carry, дискаунтер, супермаркет и гипермаркет), но приходилось все делать с нуля, поэтому потянули в тот момент только два формата [дискаунтер “Пятачок” и супермаркеты “Караван”].

– В 2002 г. “Альянс” был продан структурам Романа Абрамовича. Что послужило причиной этого: финансовые проблемы или покупатель сделал очень выгодное предложение?

– В конце 2001 г. мы закончили нижегородский проект – стали абсолютными лидерами нижегородской розницы по всем показателям. Самое главное, что мы имели на тот момент, – это одну из сильнейших на потребительском рынке России команду менеджеров. Именно поэтому мы и задумали национальный розничный проект – создание в крупнейших регионах России сетей четырех форматов. За три года по нашему плану мы должны были достичь оборота порядка $2 млрд в год. Для реализации такого масштабного проекта нам нужен был партнер федерального уровня. В этот момент на нас и вышли структуры Абрамовича. Достаточно быстро мы согласовали все параметры договора. Информация о сумме и других нюансах сделки, естественно, конфиденциальная, но я считаю, что сделка на момент заключения была взаимовыгодной.

– После продажи у вас и ряда других менеджеров НТА произошел конфликт с новыми владельцами^ и вы ушли из компании. Почему?

– Конфликт был только у меня и по совершенно понятной причине: я шел на эту сделку для реализации розничного проекта, а у новых компаньонов после сделки планы сильно изменились. Выяснилось, что для них это было одно из приобретений с целью дальнейшей перепродажи.

В результате задуманный нами всероссийский розничный проект нашел свое развитие только в создании юридического лица – Национального торгового альянса (НТА).

– Почему после этого вы решили уехать из России в Канаду?

– В Канаде с лета 2001 г. живут моя жена и двое детей по совершенно понятной причине: я хотел бы дать своим детям наилучшее образование; всегда считал и считаю, что инвестиции в образование – самые правильные. Сын закончил в этом году колледж номер один в Канаде и поступил в Пенсильванский университет. Надеюсь, что в семье появится дипломированный специалист по бизнесу. Дочка тоже не отстает. К тому же в Канаде, на мой взгляд, очень сильный розничный продуктовый рынок, и частые посещения дают мне много информации по бизнесу.

– В 2003 г. вы открыли первый специализированный мясной магазин “Мясновъ” и первый магазин “Отдохни”, специализирующийся на винно-водочной продукции. Как родилась идея этого формата?

– Сети “Мясновъ” и “Отдохни” – два новых проекта для рынка розничной торговли, и у каждого проекта своя история, своя идея, своя стратегия. Но есть и объединяющее эти проекты начало – это новые форматы розничной торговли. Хотя все новое – это хорошо забытое старое.

В свое время наша команда совершила революцию в нижегородской рознице, хотя принципиально в торговле мы ничего не изменили, потому что копировали уже известные образцы – дискаунтеры и супермаркеты. Сейчас мы делаем формат, у которого нет аналогов на рынке. Специализированные магазины, так называемые “убийцы категорий”, существуют в непродуктовом секторе. Они предлагают ограниченное число товарных групп, но это лучшее предложение в данных группах: лучший ассортимент, лучшие товары и лучший сервис – все то, что определяет выбор покупателя. Поэтому, если мне нужна бытовая электроника, я не буду бегать по всему городу, а пойду, например в “М.Видео”, если спортивные товары – то, скажем в “Спортмастер”, а за мебелью – в IKEA.

В продуктовой рознице, тем более в таком сложном виде, как торговля свежим мясом, ничего подобного не было. То, что мы делаем, не колхозный рынок и не семейный бизнес, а современное торговое предприятие, которое включает базовое производственное звено, дистрибьюцию и сеть специализированных магазинов, расположенных во всех районах города в шаговой доступности. Что же касается сети “Отдохни”, то, действительно, здесь я реализую канадский вариант государственной алкогольной политики – в Канаде спиртное, пиво и сигареты в основном продаются в специализированных магазинах. Ключевой идеей является формирование культуры потребления спиртного через продажу такого товара в специальных местах с гарантированным качеством продукции и участием продавцов-консультантов.

– Кто основные учредители компании? Какой был стартовый капитал и откуда его взяли?

– Основными участниками бизнеса сетей “Мясновъ” и “Отдохни” являются команды менеджеров и наши стратегические партнеры – Дзержинский мясокомбинат “Дэмка”, Окский пищевой комбинат и Центр дистрибьюции алкоголя “Сомелье”. Менеджмент контролирует значительные доли в компаниях. “Дэмка” – крупнейший мясокомбинат Нижегородской области, лидер рынка. ОПК – ведущий ликероводочный завод, имеющий хорошо сбалансированную линейку продукции и уделяющий особое внимание качеству продукции и развитию товарных брэндов, “Сомелье” – дистрибьюторская компания, импортирующая вина со всего света. С такими партнерами никаких проблем со стартовым капиталом у нас, естественно, не было. Финансирование проектов было смешанным, в том числе использовались и банковские кредиты, основной кредитор на старте проекта – банк “УралСиб”.

– Сколько уже открыто магазинов? Насколько прибылен проект?

– После открытия 20-го магазина проекты стали прибыльными, и к настоящему времени (уже более 30 магазинов в каждом проекте) они показывают прибыль, значительно превышающую среднеотраслевые показатели. Одним из основных показателей для сетевой розницы мы считаем отношение чистой прибыли к товарообороту, у нас уже более 5%.

– Сколько составили общие инвестиции в открытие магазинов и раскрутку брэнда?

– В “Мясновъ” инвестировано около $2,5 млн, в “Отдохни” – около $1 млн.

– Сколько магазинов планируется открыть в Нижегородской области в ближайшие два года?

– “Мясновых” будет порядка 50 магазинов, “Отдохни” – около 70.

– Вы объявили о желании продавать франшизу на “Мясновъ” и “Отдохни” в крупных городах России. Удалось уже найти покупателей? В каком регионе появится первая франчайзинговая сеть?

– Мы планируем до конца года закончить работу над созданием российского розничного проекта “Новый формат”. Именно в рамках этого проекта и получат свое развитие брэнды “Мясновъ” и “Отдохни”. Если кратко, то речь идет о создании в каждом крупном регионе России сетей специализированных магазинов. Используя опыт нижегородского проекта, могу назвать плановые показатели для 12 регионов плюс Москва: “Мясновъ” – около 700 торговых точек, годовой оборот $500 млн; “Отдохни” – около 1000 торговых точек, годовой оборот $300 млн. Весь проект можно реализовать за три года. Над франшизой мы сейчас работаем, и поэтому пока сложно говорить о ее параметрах.

– Не задумывались ли вы о продаже сети “Мясновъ”? В какую сумму вы оцениваете свой проект?

– В настоящее время, по нашим оценкам, капитализация сети “Мясновъ” составляет порядка $25 млн, что соответствует годовому обороту сети. В случае реализации российского проекта капитализация этого брэнда достигнет $500 млн. Как вы понимаете, имея такие перспективы, вряд ли стоит обсуждать вопросы продажи бизнеса.

– Сейчас уже чувствуется конкуренция между сетевыми магазинами?

– На самом деле на протяжении последних трех лет все крупные участники розничного рынка регулярно объявляют о своих планах по расширению. Реально же доля сетевой торговли растет значительно медленнее, чем ожидалось. Ситуация различается по регионам, но доля сетевой розницы практически нигде не превышает 30% рынка.

– В ближайшее время в Нижнем появятся гипермаркеты крупных компаний. Не боитесь конкуренции с их стороны, ведь там есть и свежее мясо, и водка, а цены, как правило, ниже, чем в менее крупных магазинах?

– Конкуренции мы не боимся, а, наоборот, всячески приветствуем развитие рынка, так как именно конкурируя с сильными игроками и можно создать сильный проект. Я рассчитываю, что приход новых игроков заставит нас еще ярче выделить для покупателей конкурентные преимущества “Мяснова” и “Отдохни”, а значит, придаст проектам нужную динамику развития.

– Лидер российского рынка – “Пятерочка” не стала открывать в Нижнем свои универсамы, а решила строить гипермаркеты. Как вы думаете почему?

– Отсутствие “Пятерочки” в Нижнем я считаю самой высокой оценкой созданному нашей командой предыдущему проекту – сетям “Пятачок” и “Караван”. Их не испугала ни Москва, ни Екатеринбург. Если серьезно, то порог входа на Нижегородский продуктовый рынок очень высок, может быть, даже самый высокий в России, учитывая наличие в регионе “Спаров” и “Пятачков”.

– “Пятерочка” предлагала вам купить франшизу?

– Я вел переговоры с “Пятерочкой”, только когда был в “Альянсе”, но в то время во многих вопросах сетевого ритейла мы ничуть не уступали “Пятерочке”, в чем-то, может быть, и выигрывали, поэтому и разговоры о франшизе ни к чему не привели.

– У вас есть бизнес, не связанный с компанией “Мясновъ”? Есть ли бизнес за рубежом?

– Я живу и работаю в России. Всегда придерживался правила, что самые эффективные вложения средств – в тот бизнес, где ты сам являешься менеджером.

– Не планируете ли вы начать другие проекты?

– Идеи есть, но по собственному опыту я знаю, что не бывает хороших и плохих проектов, а бывают лишь хорошие и плохие команды менеджеров. Поэтому я буду делать только те проекты, где есть возможность создать адекватную команду.