Муниципальной реформе дали три года


С 1 января 2006 г. должен вступить в силу закон об общих принципах местного самоуправления (МСУ), разработанный под руководством бывшего замруководителя администрации президента Дмитрия Козака (с 2004 г. занимает пост полпреда в Южном федеральном округе). Реформа предполагает появление двух типов муниципалитетов – районных и поселенческих (городских или поселковых), а их общее число вырастет с примерно 11 500 до 25 000. Регионы должны поделить ответственность и источники дохода между ними и собой.

Еще в мае 23 депутата из всех фракций Госдумы предложили отложить реформу до июля 2008 г., поскольку многие регионы не успевали регистрировать уставы муниципалитетов, а критерии дележа бюджетных денег в законе прописаны нечетко. Постоянно критиковал реформу и председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Но Кремль выступил против переноса. Теперь чиновники передумали. Муниципальную реформу на Госсовете в минувшую субботу просили отложить все губернаторы и, хотя единой точки зрения по этому вопросу в Кремле нет, чиновники согласились с ними.

А вчера президиум “Единой России” поддержал поправку зампреда думского комитета по безопасности Михаила Гришанкова, по которой до 2009 г. в стране будет длиться “переходный период”: с 2006 г. и до этого срока регионы по своему усмотрению могут вводить новые принципы самоуправления. “Не все готовы к исполнению нового закона”, – поясняет Гришанков. В Рязанской области, например, нечетко разделены налоги между регионом и муниципалитетами, добавляет замруководителя фракции “единороссов” Валерий Рязанский. К тому же, по его словам, большинство регионов еще не разграничили собственность с муниципалами. Наконец, “работать в создаваемых муниципалитетах пока некому – людей еще не обучили этому, они не прошли переподготовку”.

Регионы не успели бы подготовиться к реформе за оставшиеся полгода, радуется отсрочке вице-губернатор Нижегородской области Владимир Попов. В его области число муниципалитетов должно увеличиться с 52 до 662. “Самое сложное – научиться собирать налог на землю с граждан [который должен составить основу муниципальных бюджетов]”, – поясняет Попов. От трети до половины регионов начнут реформу с 2006 г., уверен Рязанский. А остальные смогут войти в нее "мягко", говорит председатель думского комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый.

Если регионам придется делить полномочия в спешке, то часть из них в результате никем не будет исполняться, беспокоится он. Например, за снабжение водой, теплом и коммунальными услугами по новому закону отвечают поселения, но кто будет определять тарифы, неизвестно, говорит Попов: “Часто один водоканал снабжает несколько поселений, и не исключено, что за одни и те же услуги гражданам придется платить разные деньги”.

“Регионы просто саботировали реформу – они не хотят иметь дело с поселениями", – возражает руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская. А чиновники, обжегшись на монетизации льгот, решили "подуть" на эту новацию, полагает научный руководитель Центра социальных инноваций Евгений Гонтмахер. Впрочем, в реформе он видит и недостатки: работать в новых муниципалитетах некому, “предлагается даже набирать безработных с высшим образованием”, а сбои в финансировании были бы неизбежны. Но сосуществование старой и новой систем в одной стране вообще приведет к “ступору региональной власти”: налоговики запутаются, кому зачислять налоги, а бюджетники – к кому идти со своими проблемами, говорит Гонтмахер. А чиновники смогут “по дешевке распродать имущество, ведь если дома престарелых нет, то и отвечать за его содержание никому не придется”, добавляет Курляндская.