Недельный карантин


Как только в прессе появились сообщения о покупке BCTI, туркменские власти отозвали у компании лицензию. С прошлого понедельника почти все туркменские сотовые абоненты оказались без связи. В течение некоторого времени абоненты могли переговариваться между собой, но Минсвязи сразу отключило их от городской сети.

Минсвязи в протоколе совещания объясняло отзыв лицензии тем, что МТС нарушила законы, в частности, запрещающие передавать лицензию другим лицам. Кроме того, власти были недовольны тем, что МТС не получила их одобрения перед сделкой. В МТС утверждали, что с декабря 2004 г. безуспешно пыталась договориться с чиновниками туркменского Минсвязи о встрече. Аналитики испугались, что непредсказуемость азиатских рынков негативно настроит инвесторов как к МТС, так и к “ВымпелКому”, стратегии которых заключаются в экспансии на развивающиеся рынки.

Известие об отзыве лицензии заставило президента МТС Василия Сидорова срочно отправиться в Ашхабад для переговоров с туркменскими чиновниками. Как стало известно “Ведомостям”, вчера сторонам удалось урегулировать конфликт. Президент МТС и министр связи Туркмении Ресулберды Ходжакурбанов подписали специальный протокол, и к 18.00 МСК сотовая связь в сети BCTI возобновилась. “Результаты переговоров показали, что руководство Туркменистана заинтересовано в создании благоприятных условий для стратегических инвесторов. Я надеюсь на долгосрочные партнерские отношения с правительством страны”, – говорит Сидоров.

В протоколе отражены основные положения будущего договора BCTI с Министерством связи Туркмении. Сам договор сроком на пять лет собираются подписать в течение месяца. “В нем будут прописаны дополнительные отчисления в пользу правительства республики, привязанные к объему прибыли BCTI”, – пояснил Сидоров, но процент отчислений он назвать отказался. И в Минсвязи Туркменистана, и в туркменском посольстве в России затруднились прокомментировать ситуацию.

Кроме того, по словам Сидорова, туркменские власти пообещали поддерживать МТС в выкупе оставшихся 49% акций BCTI, на которые у оператора есть опцион на восемь месяцев, а также продлить на три года лицензию BCTI, истекающую в феврале 2006 г.

Аналитики вздохнули с облегчением. “Хорошо, что они договорились. Это говорит о том, что сложности при завоевании рынков СНГ решаемы”, – отметила аналитик “Атона” Елена Баженова. Она считает вполне нормальным, что власти потребовали с МТС местный налог с прибыли. А аналитик “Ренессанс Капитала” Ольга Жилинская считает, что введение такого налога говорит о том, что в странах СНГ высокие политические риски, несмотря на хорошие перспективы роста. Однако на финансовые результаты самой МТС этот налог практически не повлияет. “Финансовый вклад от этой компании пока маргинальный”, – вторит ей старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев. Вывод о том, насколько высоки риски в Туркмении, аналитики собираются сделать после того, как МТС раскроет информацию о проценте отчисления с прибыли.

“В Туркмении к каждому иностранному инвестору подходят индивидуально, пытаясь выжать из него как можно больше средств”, – замечает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. При этом он считает, что даже заключенный МТС договор с кабинетом министров не дает никаких гарантий того, что в будущем ситуация с притеснением BCTI не повторится.