Указ есть– денег нет


Самый посещаемой выставкой этого выставочного сезона в Третьяковке оказалась “Здравствуй, Родина!” Марка Шагала – ее посмотрели 126 334 человека. Выставка, перешедшая стотысячный барьер посещаемости, считается успешной даже для больших западных музеев, имеющих серьезный рекламный бюджет. Рекламный бюджет Третьяковки несерьезен. Система подсчета посетителей тоже несовершенна. Поскольку в трех (если считать Инженерный корпус в Лаврушинском отдельно) зданиях музея идет сразу несколько выставок, то для подсчета применили счетчики, которыми пользуются стюардессы в самолетах. Второе место осталось за “Бубновым валетом”, собравшим почти 80 000 зрителей. Третье удержала “Москва – Варшава” – 23 723 человека. Вообще же ежегодная посещаемость Третьяковки – около 1,5 млн человек. Для сравнения: показатель парижского Лувра, который и много больше, и коллекцию имеет мирового, а не национального значения, – 4 млн. Так что можно считать показатели Третьяковки успешными.

Бюджетных денег музею, однако, хватает на одну выставку в год. На остальные 29 выставок закончившегося сезона деньги находились по-разному. По словам заместителя директора по науке Лидии Иовлевой, мечта Третьяковки – набирать в год $1 млн от жертвователей (именно жертвователей, слово “спонсоры” Иовлеву отучили употреблять экономисты музея). И это мечта достижимая. Однако все деньги жертвователи дают на определенные программы. Например, “Сургутнефтегаз” материально поддерживает запланированную выставку Алексея Саврасова, которая откроется в конце этого года. Но если художник написал нечто менее популярное, чем “Грачи прилетели”, то и денег на него добыть трудно.

На вопрос “Ведомостей”, просил ли музей у государства денег на свой юбилей и сколько ему дали, Иовлева ответила коротко: “Просил – не дали”. Хотя подписан соответствующий президентский указ и давно сформирован комитет по празднованию юбилея во главе с министром культуры, но он пока еще не собирался. Так что праздник, конечно, будет, но насколько большим, пока не ясно.

В основной юбилейной программе две выставки – мемориальная, посвященная Сергею Михайловичу и Павлу Михайловичу Третьяковым и раскрывающая их биографии. И большая выставка из парижского музея Орсе, которую Третьяковка получит в обмен на свою выставку русского искусства конца XIX – начала XX вв. Только страховка привезенных из Парижа шедевров (картины Клода Моне, Эдуарда Мане, Поля Гогена, “Звездное небо” Винсента ван Гога, шесть скульптур Эдгара Дега) обойдется в $900 000. Кто их заплатит – пока неизвестно. Интерес к выставке, как рассказала главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева, проявлял “Газпром”, но только к парижской – чтобы были известность и резонанс во Франции. Пока не будет принят закон о меценатстве, облегчающий налоговое бремя для тех, кто поддерживает культуру, спонсоров и жертвователей находить будет трудно даже такому музею, как Третьяковка.

Еще заметна в программе на следующий год выставка к 200-летию Александра Иванова. Поскольку главная картина этого художника – “Явление мессии” находится в постоянной экспозиции музея, то с организацией, очевидно, больших хлопот не будет. Неожиданно смотрится в плане Третьяковки запланированная на сентябрь выставка классика американского поп-арта Энди Уорхола, которую привезут из музея его родного Питтсбурга. Обещают 300 работ, пока не очень ясно каких. Уорхол понятен и впечатляет только в больших масштабах, так что если выставку “Русский поп-арт”, которая откроется в то же время на Крымском Валу, сделают серьезно, то наши художники, заочные ученики Уорхола, смогут неожиданно победить учителя.