Подарок автолихачам


В распоряжении “Ведомостей” оказались документы, подготовленные к заседанию правительства по вопросу “О ходе реализации закона об ОСАГО и мерах по его совершенствованию”. Из них следует, что пересматривать страховые тарифы по ОСАГО правительство по-прежнему не намерено. По итогам 2004 г. средняя страховая премия по автогражданке составила 1920 руб. и близка к базовой (1980 руб. для физлиц). “Данный факт свидетельствует о том, что базовая тарифная ставка была установлена правительством достаточной для исполнения страховщиками своих обязательств”, – говорится в предложениях, подписанных министром финансов Алексеем Кудриным.

Как отмечается в документах, к вопросу об изменении тарифов по ОСАГО кабинет министров вернется не раньше чем через год – по истечении трехлетнего тарифного периода. А вот параметры системы “бонус-малус”, влияющей на стоимость страховки в зависимости от количества произведенных страховщиком выплат, решено пересмотреть уже сейчас.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) отражает уровень водительского мастерства: если аварий нет – автолюбитель получает скидку; если же они были – за полис ОСАГО придется заплатить больше. По системе “бонус-малус” каждому автолюбителю присваивается один из 15 классов аварийности в зависимости от числа страховых выплат, а каждому классу соответствует свой коэффициент. При заключении первого договора ОСАГО всем присваивался третий класс аварийности с КБМ 1, а с 1 июля 2004 г. новый класс аварийности зависит от числа произведенных страховщиком выплат за время действия первого договора. Если аварий не было, автовладелец переходит в четвертый класс с КБМ 0,95 и получает скидку в 5% от цены страховки на следующий год. При одной аварии автовладельцу присваивается первый класс с коэффициентом 1,55, а страховка дорожает на 55%. А если автовладелец попал за год в две аварии или больше, ему присваивается максимальный класс – “М” и стоимость страховки возрастает сразу в 2,45 раза.

Многие страховщики считают систему “бонус-малус” неэффективной: автолюбители легко получают бонусы, а малусов всячески стараются избежать. Сделать это просто – достаточно не регистрировать мелкую аварию в ГАИ и не обращаться по этому поводу в свою страховую компанию.

Если бы существовал жесткий контроль за страхованием со стороны ГИБДД и самих страховщиков, картина была бы иной, рассуждает гендиректор компании “Стандарт-Резерв” Виктор Юн. “Страховой агент, оформляющий полис ОСАГО на новый срок, не требует у водителя справку о числе ДТП от прежнего страховщика, а сотрудники ГИБДД не следят за исполнением закона, не проверяя полисы ОСАГО у автовладельцев”, – сетует страховщик.

Теперь правительство предлагает сделать систему скидок и штрафов более либеральной. Например, за две аварии в год стоимость страховки увеличится всего в 1,25 раза, а попадание страхователя в максимальный класс “М” грозит повышением цены полиса не в 2,45 раза, как раньше, а всего в 1,5 раза (см. табл.).

В случае одобрения чиновниками постановление правительства с новыми коэффициентами вступит в силу 1 января 2006 г. В Федеральной службе страхового надзора не стали комментировать подготовленные к заседанию кабинета министров предложения. А страховщики отнеслись к инициативе изменения системы “бонус-малус” неоднозначно. “Это политическое решение, сравнимое с понижением подоходного налога до уровня 13%. Решение, которое не изменит общую ситуацию, когда люди избегают КБМ”, – говорит топ-менеджер крупной страховой компании.

А замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов не считает данный шаг популистским и надеется, что число честных автомобилистов, готовых платить за аварийную езду, возрастет.