ШОС пошла в атаку


На вчерашнем саммите в Астане лидеры ШОС, куда входят Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, обсуждали в основном борьбу с терроризмом. “Азия – не только экономическая сила, но и потенциально конфликтный регион, – напомнил президент Казахстана Нурсултан Назарабаев. – Поэтому самые эффективные экономические проекты без создания [в регионе] безопасной среды нереализуемы”. Президент России Владимир Путин предложил “усилить сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом”. В итоге участники саммита одобрили концепцию, по которой в ШОС появится единый реестр лиц, причастных к терроризму, а за “движением финансовых средств” их структур будет налажен мониторинг.

Президенты не ограничились обсуждением внутренних проблем. В подписанной по итогам саммита декларации они попросили участников антитеррористической коалиции в Афганистане определиться с “конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территории стран, входящих в ШОС”.

Российские и китайские чиновники неоднократно говорили, что военные США должны покинуть Центральную Азию сразу по окончании операции в Афганистане. Узбекских лидеров раздражала деятельность американцев на базе Карши-Ханабад. Выяснить, кто из участников вчерашнего саммита предложил назвать конкретный срок вывода войск, в российской и казахской делегациях не удалось. Российский чиновник отметил лишь, что “Россия и Китай это предложение поддержали”. А по словам высокопоставленного источника в киргизской делегации, вопрос о присутствии военных контингентов в Узбекистане и Киргизии поднял Путин. “Эту тему подхватил Бакиев, он и предложил внести в текст декларации пункт о сроках”, – пояснил киргизский чиновник. Путин, по его словам, инициативу “охотно” поддержал. Американцы на выступление ШОС не отреагировали.

Лидеры ШОС пытаются застраховаться от роста американского влияния в регионе: после революции в Киргизии и беспорядков в Узбекистане США больше заинтересованы в поддержке оппозиционных движений в других странах, полагает профессор МГИМО Сергей Лузянин. За последние годы окрепла и сама ШОС, которая теперь пытается стать противовесом США в Центральной Азии, замечает он. Кроме того, отношения Вашингтона и Ташкента ухудшились после подавления андижанского мятежа в мае, и американцы начали постепенно выводить с узбекской базы самолеты и военное имущество.

Правда, киргизский президент раньше выступал за сохранение американской базы в Магасе. “Предложив внести в декларацию пункт о сроках вывода баз, он пытается заручиться поддержкой России и Казахстана накануне президентских выборов [10 июля]”, – считает Дмитрий Александров из Российского института стратегических исследований. И это “не значит, что Бакиев более не заинтересован в сохранении базы”, добавляет эксперт. Ведь вопросы о размещении военных решаются “исключительно в двустороннем формате”, так что от появления декларации ШОС срок их вывода может и не приблизиться, говорит дипломат одной из центральноазиатских стран ШОС.

ШОС и не настаивает на том, чтобы операция в Афганистане закончилась быстрее, утверждает источник в российской делегации. “Мы не ставим под вопрос транзит и не требуем немедленного вывода воинского контингента – мы просто хотим понять, сколько времени понадобится участникам коалиции с учетом завершения активной военной фазы операции”, – поясняет он. У китайцев, правда, другое мнение. По словам сотрудника китайского МИДа, Пекин рассчитывает на ускоренный вывод американских войск после принятия декларации. “В свете последних событий в Киргизии и Андижане присутствие американцев может оказать дестабилизирующее влияние на обстановку в регионе”, – заметил дипломат.