Частный сюжет


Частные галереи играют в сегодняшней московской художественной жизни важную роль – они работают с теми сюжетами, до которых у музеев руки обычно не доходят. Есть, правда, галереи с большими музейными амбициями. Например, претендующие стать музеем современного искусства, которого в столице до сих пор нет. Поскольку один московский не считается – как слишком камерный. Но обычно такие галереи не выдерживают собственного уровня притязаний, гораздо лучше чувствуют себя те, что сумели найти собственную нишу и внятную, причем достаточно узкую, специализацию.

Открывшаяся в этом сезоне Галерея Гари Татинцяна работает в двух направлениях. Во-первых, она выставляет модных современных западных художников, прежде всего американских, что обеспечивает хозяин галереи, живущий на две страны. Во-вторых, галерея устраивает выставки русских художников, имена которых твердо вписаны в историю отечественного искусства, но показывает какие-то частные сюжеты их творчества. За это отвечает художественный директор Марина Лошак.

Несколько лет она возглавляла Московский центр искусств, имевший отличную репутацию у критиков, публики и коллекционеров благодаря выставкам, где картины, привезенные из провинциальных музеев, демонстрировались рядом с работами из частных собраний под каким-нибудь в меру популистским названием вроде “Портрет жены художника” или “Стоя, сидя, лежа”. Лошак всегда умела соединить интересы зрителей и специалистов, показывая малоизвестные работы известных художников и складывая их в занимательные по сюжету экспозиции.

Эту же линию она продолжает в Галерее Гари Татинцяна. Для открывшейся выставки выбран художник, чьи профессиональные достоинства ни у кого не вызывают сомнения. Александр Куприн – русский сезаннист, член объединения “Бубновый валет”, ставший советским академиком, его картины есть в постоянной экспозиции Третьяковки, но вряд ли наша национальная галерея устроит в обозримое время выставку его рисунков. Графику вообще выставляют редко, даже художников поважнее Куприна.

Эту выставку собрали из трех частных собраний. В основном в ней показаны рисунки 20–30-х гг., сделанные мастерской рукой отличного рисовальщика, хотя картины Куприна особенно хороши цветом. И хотя все рисунки довольно однообразны по сюжету – крымские виды, разглядывание их не разочаровывает. Мастерство и профессиональная культура неизменно доставляют удовольствие.

Графика, по словам Марины Лошак, занимает в галерейной деятельности все большее место. Во-первых, потому что картин известных художников на свободном рынке появляется очень мало. Во-вторых, нарисованное карандашом на бумаге значительно дешевле, чем писанное маслом по холсту тем же художником. Так что графика – это теперь основной хлеб коллекционера, ориентирующегося не на новые, а на хорошо известные имена.