ИНТЕРВЬЮ: Гюндюз Оздемир, генеральный директор Arcelik A.S.


Турецкая Arcelik в числе последних из крупных производителей бытовой техники решилась построить собственный завод в России. Первым был итальянский концерн Merloni, потративший на производство в Липецке 170 млн евро. Следом открыла свой завод в Санкт-Петербурге шведская компания Electrolux. В начале марта 2005 г. договор о строительстве своего предприятия подписала немецкая компания Bosch und Siemens Hausgeraete. Стоимость первой очереди предприятия составит 45–50 млн евро. О своих планах по строительству производственного комплекса в Московской области стоимостью $150 млн в конце 2004 г. объявила также компания LG.

Но такое обилие конкурентов отнюдь не смущает руководителя Arcelik Гюндюза Оздемира. Он спокоен и абсолютно уверен в успехе своего российского предприятия, в который Arcelik, подразделение одного из крупнейших турецких конгломератов Koc Holding, собирается вложить минимум 58 млн евро.

– Как продается ваша техника в мире? Назовите основные рынки?

– Сегодня продукция компании Arcelik представлена более чем в 100 странах мира. Из общего объема продаж фирмы 80% приходится на Европу. Если взять весь рынок бытовой техники Европы, то в среднем мы контролируем около 8%, но все зависит от сегмента. Например, в Англии мы занимаем около 14% сегмента рынка холодильников, а в Бельгии – 40% в сегменте кухонных плит.

– Кто ваши основные конкуренты?

– В Европе Arcelik среди крупнейших производителей бытовой техники занимает 4-е или 5-е место. Среди основных конкурентов могу упомянуть Bosch-Siemens, Electrolux, Whirlpool и Indesit. Ну вроде никого не забыл.

– Основные производственные мощности вашей компании находятся в Турции, следом вы купили предприятие в Румынии, теперь будете строить завод в России. По каким критериям вы отбираете площадки для размещения своих заводов?

– Все наши фабрики представляют собой очень крупные производственные комплексы. Главным определяющим моментом для нашей компании является стабильность в том регионе, где планируется производство, и определенные гарантии со стороны правительства или местных администраций. Учитывается все: насколько тот или иной регион выгоден с точки зрения потребления электроэнергии, газа, воды и всего прочего. Только после детального анализа мы принимаем окончательное решение. Конечно, более всего нам комфортно на родине, в Турции. Нашей компании вообще постоянно везет. В любом месте, куда мы приходим, мы всегда встречаем понимание не только со стороны администраций, но и со стороны простого народа.

Например, очень удачно сложилась ситуация в Румынии. В 2002 г. компания Arcelik там приобрела местного производителя холодильников – компанию Arctic. После приобретения завода его мощность увеличилась с 325 000 единиц техники до 1,2 млн. Местная администрация понимает, что Arcelik создает выгодные условия для повышения уровня занятости в этом регионе (на заводе трудится около 1500 сотрудников). Мы довольны Румынией, теперь очередь за Россией.

– Почему для строительства завода была выбрана именно Владимирская область, а не, допустим, Калининградская, как особая экономическая зона? Какие еще регионы и области России вы рассматривали?

– Я очень хорошо знаю Калининградскую область и всегда рассматривал ее как наиболее предпочтительную для ведения бизнеса в России. Однако при выборе участка мы вынуждены учитывать ряд факторов: во-первых, географическая близость к Турции, во-вторых, фактор занятости – количество жителей в этом регионе и, в-третьих, насколько администрация региона идет нам навстречу. В России нам было предложено выбрать из четырех точек на юге Московской области, в частности, мы всерьез обдумывали остановится на площадке в Ступине. Но, как говорят у нас в Турции, “никогда не ходи на базар со списком”. Вы идете на рынок, чтобы купить помидоры, и не находите их, в результате покупаете другие овощи, или вы планируете купить 5 кг картошки, но у вас не хватает денег, и тогда вы берете 2 кг. Суть в том, что мы планировали строить фабрику в одном месте, а в последний момент оказались в Киржаче.

– Почему в России вы решили именно строить завод? Неужели у вас не было желания приобрести уже существующее предприятие бытовой техники?

– Дело в том, что сейчас в России не существует какого-либо местного брэнда или производственного комплекса, который мы бы хотели приобрести. Поверьте, наша компания на российском рынке присутствует уже 10 лет, за это время мы успели подробно изучить ваш рынок бытовой техники.

– Каков полный объем инвестиций в новое производство? Какой процент капиталовложений обеспечивается за счет собственных средств?

– Сейчас запланированная сумма инвестиций в строительство фабрики – 58 млн евро, но я подчеркиваю – только запланированная. В зависимости от того, как будет идти строительство, мы рассмотрим возможность увеличения этой суммы. Конечно, как любая крупная компания, Arcelik пользуется кредитами. В данном случае объем внешнего финансирования составляет 50%, оставшиеся 50% мы обеспечим самостоятельно.

– Какова производительность будущей фабрики?

– На заводе планируется выпускать около 900 000 единиц бытовой техники (примерно 600 000 стиральных машин и 300 000 холодильников) под маркой Beko. При этом 60% производимых изделий будет идти на внутренний рынок, 40% – на экспорт в страны Средней Азии, на Украину и в Белоруссию. Завод заработает через год. Я рад, что производство создаст около 1000 рабочих мест.

– Планируется ли на вашем предприятии собирать технику для других компаний и брэндов?

– Об этом говорить еще рано, но я не отрицаю такой возможности.

– На что вы рассчитываете, построив завод в России? Согласно экспертным данным сейчас в России показатели продаж крупной бытовой техники неуклонно падают. К тому же практически все крупные мировые производители уже запустили или готовят к запуску собственные производства.

– Я не верю в то, что спрос населения на бытовую технику стремится к нулю. Я лично с оптимизмом смотрю на возможности российского рынка. Российская экономика развивается, соответственно, растет производство, повышается уровень жизни и спрос на качественные товары. Учитывая эти факторы, я уверен, что наша продукция здесь найдет своего покупателя. По моим данным, объем российского рынка бытовой техники составляет не менее $6 млрд. Это большой рынок. У нас были определенные сомнения, что мы несколько запоздали с выходом в Россию, но, как говорят, “лучше поздно, чем никогда”. Мы пришли сюда и останемся, как сильная и конкурентоспособная компания.

– На какую долю российского рынка вы претендуете?

– Если суммировать товарные категории – стиральные и посудомоечные машины, холодильники, кухонные плиты, – в течение трех лет после начала работы фабрики мы планируем занять не менее 5% российского рынка, а дальше поживем – увидим.

– За счет чего вы планируете этого добиться?

– Мы не первый раз выходим на новый рынок и абсолютно уверены в своих силах. Мы предложим покупателю товар высокого качества по приемлемой цене и обеспечим качественное гарантийное обслуживание. В этом наша стратегия. К тому же мы развернем крупную рекламную кампанию. Ее стоимость я вам не скажу, но будьте уверены, что это будет бюджет, который достоин такой большой страны, как Россия.

– Какой сейчас оборот продаж техники Вeko в России?

– В 2004 г. этот показатель был на уровне $50 млн. В этом году мы планируем около $55 млн.

– Вы не раз заявляли, что к 2010 г. хотите войти в десятку наиболее популярных глобальных брэндов бытовой техники. Какого оборота вы хотите достичь к тому времени и кого вы планируете потеснить?

– Это будет абсолютно естественный процесс. Основным стратегическим элементом развития Arcelik является постоянство и увеличение. Ежегодные темпы роста компании не должны быть меньше 12%. Сейчас Arcelik на мировом рынке крупной бытовой техники занимает 1,4%, а по “предпочтительности” сегодня мы уже на 14-м месте в мире. Соответственно, если мы сохраним эти темпы роста, то к 2010 г. добьемся своего.

– Аналитики ежегодно констатируют значительный рост доли дешевых китайских производителей. Как вы собираетесь с ними конкурировать?

– Мы не боимся китайцев. В подтверждение этого я вам скажу, что Arcelik в ближайшие три года собирается войти на китайский рынок и занять там определенный сегмент. А если говорить о конкуренции с Китаем на российском рынке, то сейчас дешевизна отнюдь не основополагающий фактор, по которому покупатель делает выбор. На первом месте все-таки известность брэнда, надежность и качество.