“Роснефть” пришла в Казахстан


В 2002 г. Россия и Казахстан договорились, что месторождение Курмангазы, прогнозные запасы которого составляют 0,3–1,8 млрд т нефти, должно разрабатываться в режиме СРП и каждая из сторон получит в проекте 50%. Право представлять Россию в проекте получила “Роснефть”, а казахстанская доля досталась “КазМунайГазу”. У “Роснефти” в проекте сейчас 25%, и такой же опцион имеет Россия. Казахская компания может продать свою долю французской Total.

А вчера в Астане руководители Минэнерго Казахстана, “Роснефти” и “КазМунайГаза” подписали СРП по Курмангазы сроком на 55 лет. Разведка и добыча нефти на паритетных началах будут осуществляться дочерними предприятиями этих компаний – соответственно ООО “РН-Казахстан” и АО “Морская нефтяная компания “КазМунайТениз”. Оператором проекта станет 100%-ная “дочка” “КазМунайТениза”.

По условиям соглашения в течение месяца партнеры должны выплатить Казахстану бонус в размере $50 млн. А в случае обнаружения коммерческих запасов углеводородов – еще один бонус, размер которого будет зависеть от объема найденных запасов и мировых цен на нефть. После подписания СРП президент “Роснефти” Сергей Богданчиков заявил, что “Роснефть” устраивают условия соглашения. По его словам, предполагаемая рентабельность проекта составит около 14,2%.

По словам президента России Владимира Путина, в присутствии которого проходило подписание документа, общий объем инвестиций в проект составит $22–23 млрд. Первый замминистра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов пояснил, что каждая из сторон инвестирует по $11,5 млрд. Он говорит, что разведка и оценка месторождения займут 10 лет, а еще 45 лет – добыча.

Аналитик инвесткомпании “Солид” Денис Борисов полагает, что прошлогодние заявления Богданчикова были продиктованы желанием выторговать более выгодные условия СРП, в частности, пропорции раздела прибыльной продукции. “Вероятно, ему это удалось, что и сделало возможным подписание соглашения”, – говорит эксперт. Он также уверен, что решимости войти в проект “Роснефти” добавили гораздо более высокие по сравнению с прошлым годом цены на нефть.

Представитель “Роснефти” Александр Степаненко говорит, что финансирование проекта будет осуществляться “из различных источников”. А Богданчиков подчеркнул, что размер задолженности компании при этом расти не будет. Более того, он пообещал, что уже к началу 2007 г. компания сократит задолженность с $12 млрд до $4–4,5 млрд.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров предполагает, что из-за своего сложного финансового положения “Роснефть” на Курмангазы применит ту же схему работы, что с ВР в сахалинских проектах и с корейцами – на камчатском шельфе. Он допускает, что “Роснефть” найдет партнера, который за часть доли в проекте возьмет на себя все затраты по геологоразведке. Наиболее вероятный претендент на роль такого партнера – индийская ONGC.