ВЕКТОР


Дежа вю

Виктор Вексельберг (“Ренова”) и Александр Абрамов (“Евразхолдинг“) хорошо помнят конец 1990-х в России, когда борьба за предприятия велась методом создания двух реестров, двух гендиректоров, двух собраний акционеров и пр. Снова окунуться в ностальгическую атмосферу недавнего прошлого российские предприниматели смогут на Украине. Только за купленный у Виктора Пинчука (“Интерпайп”) контрольный пакет Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) придется бороться не с бизнесменами, а с украинскими чиновниками. В прошлую пятницу премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что 50% плюс 1 акция НЗФ “по решению многих судов является государственной собственностью”. Два реестра акционеров уже ведутся, и на сегодня миноритарный акционер НЗФ – Приватбанк – созвал собрание акционеров по своей версии реестра. В повестку дня внесен вопрос о переизбрании председателя правления НЗФ. И на заводе, и в “Интерпайпе” считают это собрание нелигитимным.

Если украинский Фонд государственного имущества (ФГИ) посчитает иначе и проголосует за смену руководства, россиянам не видать НЗФ. В ФГИ, правда, “Ведомостям” сказали, что сегодня не будут принимать участия в собрании – дождутся заключения украинской комиссии по ценным бумагам, какой из двух реестров легитимный. Представители комиссии собираются прийти на собрание. “Мы уже сами запутались в решениях судов по ферросплавному заводу и даже запросили Минюст дать заключение”, – сказал представитель комиссии.

Противники российских предпринимателей хорошо готовы к корпоративной войне. Помимо сегодняшнего Приватбанк созвал еще три (с шагом в неделю) собрания акционеров НЗФ с той же повесткой. В Приватбанке, видимо, рассчитывают, что за это время Минюст поставит точку в спорах о правах собственности на акции завода.

Страховая плотина

Регулятор страхового рынка по примеру коллег из Центробанка объявил войну схемам и дутым капиталам. Вчера замглавы Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Владимир Ионкин пообещал, что надзор не выпустит на рынок страховщиков или перестраховщиков с необеспеченным уставным капиталом и компании, образованные для 1–2 операций. Таких оказалось немало. В очередь за лицензиями в ФССН сегодня выстроилось около 120 новых компаний. Большинство из них, считают в службе, создаются для проведения схемных псевдостраховых операций, а их уставный капитал обеспечен векселями неизвестных фирм-однодневок. Но эффективных способов борьбы со схемщиками у ФССН пока нет: единственное качественное требование по уставному капиталу – запрет на его формирование за счет заемных средств. Нет у страхового регулятора и возможностей для оценки финансовой состоятельности учредителей. Пока чиновникам удается “сдерживать плотину”, затягивая лицензирование сомнительных кандидатов с помощью бюрократических уловок. Но долго так продолжаться не может. Поэтому Минфин и страхнадзор готовят приказ, регламентирующий формирование собственных средств страховщиков и активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. Но вряд ли это решит проблему. Ведь любой регламент можно обойти, а в арсенале страхнадзора в отличие от ЦБ нет такого грозного оружия, как отбор в систему страхования вкладов, ради попадания в которую банкиры соглашались и увеличивать капиталы, и даже раскрывать настоящих владельцев.