Заповедные полки


В письме за подписью первого вице-губернатора Василия Юрченко, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, говорится, что продукция местных предприятий вытесняется с прилавков магазинов и поэтому администрация собирается поддержать своих производителей. В письме Юрченко рекомендует торговцам теснее работать с ВИНАПом, КАОЛВИ, “Виттой”, Сибирской пивоваренной компанией “Красный Восток” и “Собол биром”, предоставив им не менее 50–60% полочного пространства. Администрация области разослала торговым операторам Новосибирска эти письма в конце июня 2005 г. Об этом “Ведомостям” на условиях анонимности сообщил сотрудник иногородней компании, производящей алкоголь.

Эти предложения адресованы прежде всего мелким и средним торговым предприятиям, пояснил начальник управления по регулированию потребительского рынка администрации области Николай Симонов. “За счет заключения соглашений с небольшими магазинами местные производители алкоголя могут существенно расширить сбыт и увеличить загрузку своих мощностей. Речь идет о сотнях торговых точек”, – добавил он. На крупные сети магазинов, по словам Симонова, эти рекомендации не распространяются.

Местные производители алкоголя одобряют инициативу чиновников. Продукция новосибирских компаний вытесняется с рынка региона – и это неправильно, отмечает президент ассоциации “Сибирский бальзам” (компания “Витта”) Сергей Проничев. А отдел продаж КАОЛВИ пошел дальше и сам начал рассылать копию этого письма в адрес торговых операторов, сообщил менеджер компании, просивший не упоминать его имени. Он рассчитывает, что рекомендации вице-губернатора подействуют на торговцев. “Ведь администрация может использовать негласные рычаги принуждения, не зря в письме употребляется фраза “настоятельно рекомендуется”, – добавил собеседник “Ведомостей”. Однако Симонов уверяет, что никакого давления со стороны областных властей на торговые предприятия оказываться не будет.

Крупные ритейлоры скептически относятся к инициативе чиновников.

“Мы не в силах заставить людей покупать местную водку, даже если отдадим лучшие места под ее размещение”, – заявил директор сети “Холидей Классик” Алексей Захаров. Он считает, что новосибирские производители прилагают слишком мало усилий для продвижения своей продукции на рынке. “Вместо того чтобы привлекать административный ресурс, им следовало бы сосредоточиться на маркетинге”, – пояснил Захаров.

Продукция местных производителей занимает меньше половины полочного пространства, отведенного в “Быстрономе” для алкоголя. Такой расклад отражает реальные продажи магазинов, менять его не имеет смысла, говорит коммерческий директор торговой сети “Быстроном” Тимофей Герасько.

Не верят в результативность письма и иногородние производители алкоголя. Эти меры не будут эффективными, считает заместитель гендиректора компании “Омсквинпром” Сергей Николаев. Алкоголь новосибирского производства занимает не более 20% рынка и иногородняя продукция продолжает вытеснять его, сказал он.

Николаев вспомнил, что и омские власти “пытались воздействовать на розницу подобными методами, но это не принесло результатов”. Чиновники в Омске это уже осознали. “Действия новосибирской администрации дадут лишь кратковременный эффект, – прогнозирует замминистра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виктор Руди. – Позиции местных производителей могут укрепить только рыночные факторы – цена и качество продукции”.

В Федеральной антимонопольной службе не усматривают в действиях областных чиновников нарушения законодательства. Так как письмо носит лишь рекомендательный характер, поясняет начальник отдела анализа рынков управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Чирихин. “Интересы торговцев будут ущемлены, только если за неисполнением рекомендаций последуют санкции или иное давление со стороны власти”, – добавил он.