Их дозоры, гамбиты и бумеры


В российский прокат начинают выходить фильмы из недавней программы Московского кинофестиваля “Национальные хиты”, представлявшей чемпионов проката в разных странах. Уже вышли гонконгские “Разборки в стиле кунг-фу”. Скоро грядут французские “Свадьба” и “Хористы”. Это занятно: появляется возможность узнать, какие фильмы становятся коммерческими у себя в стране, но почему-то не проходят за рубежом.

Для России эта проблема особенно актуальна: “Возвращение” Звягинцева или “Русский ковчег” Сокурова, напротив, собрали хорошие деньги за границей, так толком и не воспламенив российскую аудиторию.

Социальная роль кинематографа в большинстве стран схожа с футболом: их главная цель – подъем национального самосознания. Понятно, что по фильмам заодно можно узнать, что происходит в государстве. По крайней мере иногда.

В “Национальные хиты” были собраны лидеры проката (от России в аналогичную программу другого фестиваля попал бы – на сей момент – “Турецкий гамбит”, в прошлом году – “Ночной дозор”). Редкая возможность сравнить, что сейчас ценится у соседей по планете, и поговорить о разнице менталитетов. Один из очевидных выводов – разница эта все меньше. Эту нехитрую мысль доказывает тот факт, что четыре из десяти картин – участниц программы куплены российскими прокатчиками (к уже упомянутым лентам добавим мультфильм “Ходячий замок” знаменитого японского режиссера Хаяо Миядзаки). Но разница менталитетов проявляется уже в количестве выпущенных копий: у нас-то эти фильмы скорее всего выпустят в ограниченный прокат. А в странах – производителях картин они собрали как минимум те же деньги, что у нас “Гамбит”, причем иногда гораздо больше 20 миллионов в переводе на у. е.

Вот некоторые из других рекордсменов национальных прокатов, по поводу которых наши прокатчики-покупатели пока сомневаются, стоит ли тратить деньги. Вызовет ли этот фильм у нас такой же… нет, хотя бы относительный фурор? Ладно, просто интерес? Подумайте тоже.

Индонезийский кинематограф (еще один из становящихся модными в мире после китайского, тайского, корейского, японского и других юго-восточных) был представлен картиной “Девственница” – о 16-летней барышне, решившей сохранить невинность до свадьбы. Фаворитом польских зрителей оказался фильм “Винчи” про похищение “Дамы с горностаем”. Интересно, кстати, что польское кино с незапамятных времен и небезуспешно концентрируется на жанре криминальной комедии (вспомним хотя бы легендарный “Ва-банк”). Покупки этой картины для проката в России стоит ожидать в ближайшее время.

Другие национальные хиты: чешская романтическая история “Женский роман” – про средний класс, австрийский Silentium – про обманчивый лоск венских джентльменов. В немецком фильме “Знакомство с Цукерами” (немцы сейчас всерьез доказывают в кино и в жизни, что евреи играли в стране значительную роль) действие происходит в немецкой еврейской семье, расколотой надвое давней ссорой. Одна ее часть ревностно соблюдает иудейские традиции, другая живет вполне вольготно. Израильская комедия “Ушпизин” тоже посвящена религиозному непониманию: на праздник Суккот, когда принято принимать гостей, в дом к бедному раввину и его жене стучатся друзья раввиновой веселой юности – сбежавшие заключенные. Конфликт, да?

Большинство прокатных чемпионов отдельных стран – незатейливые комедии. Оно, в принципе, понятно: именно этот жанр обычно отражает надежды и чаяния простого зрителя – в комедии всегда вольно или невольно просачивается жизнь. Американских бюджетов у студий в Польше или в Израиле нет, поэтому нет и никаких спецэффектов. И это, пожалуй, хорошо – так изучать мир вокруг себя интереснее.