Как скажет, так и будет


По данным отчета “Роснефти” по US GAAP за 2004 г., в “Роснефть-Пурнефтегазе” миноритариям принадлежало 16,91%, “Роснефть-Сахалинморнефтегазе” – 35,63%, “Роснефть-Краснодарнефтегазе” – 49,22%, “Роснефть-Ставропольнефтегазе” – 28,05%, Комсомольском НПЗ – 22,69%, “Юганскнефтегазе” – 23,21%. Но большая часть акций “дочек” “Роснефти” находится в номинальном держании, и их настоящие владельцы не видны.

Теоретически в числе акционеров “Роснефти” может оказаться и “ЮКОС”, у которого оставалось 23,21% привилегированных акций “Юганска”, отмечает Сергей Суверов из Газпромбанка. Впрочем, он полагает, что и эти акции скоро достанутся “Роснефти”.

О намерении “Роснефти” расстаться с 49% своих акций в пользу частных инвесторов вчера объявил в Нефтеюганске президент госкомпании Сергей Богданчиков. По его словам, 7–8% акций “Роснефти” из этого пакета смогут получить миноритарные акционеры “дочек” “Роснефти” в ходе обмена их долей на акции материнской компании.

“Мы планируем до конца года провести консолидацию акций дочерних предприятий в ходе подготовки к IPO, – цитируют Богданчикова информагентства. – Пакет [акций “Роснефти”] может быть обменян на акции миноритарных акционеров наших дочерних компаний. Я предполагаю, что это составит 7–8% из 49%, продаваемых государством. Обмен акций может завершиться до конца этого года”. Он добавил, что еще 10–12% акций “Роснефти” могут быть проданы стороннему инвестору, а уже остальные акции [до 30%] будут выставлены на IPO.

Средства от продажи части акций помогут “привести в норму соотношение “долг/прибыль компании”, объяснил президент “Роснефти”. Его цель – снизить кредитную задолженность компании с $12 млрд до $4 млрд.

После заявлений Багданчикова акции “дочек” “Роснефти” начали стремительно дорожать. Котировки обыкновенных акций “Пурнефтегаза” на ММВБ за несколько часов выросли на 11,6% , а “префы” – на 10,6%, обыкновенные акции “Сахалинморнефтегаза” – на 7,4%, а “префы” – на 5,8%.

Но эти заявления президента госкомпании озадачили чиновников. Они утверждают, что решений, о которых объявил Богданчиков, еще нет. Эти вопросы даже не обсуждались советом директоров “Роснефти”, а в компетенцию руководства компании они не входят, отметил чиновник профильного ведомства. “В любом случае контрольный пакет “Роснефти” должен остаться у государства, а процесс консолидации должен проходить под жестким контролем правительства”, – добавляет он. “Идея консолидировать “дочки” “Роснефти” накануне IPO логичная, – рассуждает глава департамента Минэкономразвития Кирилл Андросов. – Это сделает компанию дороже. Но пока это только проект, требующий детальной проработки”.

Стивен Дашевский из “Атона” не исключает, что среди них есть и структуры, дружественные менеджерам “Роснефти”. Самому Богданчикову до 2004 г. напрямую принадлежало 675 привилегированных акций “Роснефть-Сахалинморнефтегаза”, но сейчас они в отчетности не значатся. “Все утверждения, что менеджеры “Роснефти” имеют миноритарные доли в “дочках” госкомпании и в результате консолидации могут стать акционерами “Роснефти”, не имеют никаких оснований”, – заявил “Ведомостям” представитель “Роснефти” Александр Степаненко.

Эксперты разошлись в прогнозах по поводу IPO “Роснефти”.

“Мне не ясно, сможет ли “Роснефть” разместиться вообще, – говорит управляющий фондами Prosperity Capital Managеment Иван Мазалов. – А если и сможет, то хорошую оценку ей получить будет сложно”. Он отмечает большую задолженность компании и неурегулированные отношения с “ЮКОСом”.

Но Сергей Суверов, напротив, не сомневается в хорошем спросе на акции “Роснефти”. К концу 2006 г., когда запланировано размещение, инвесторы забудут о “деле “ЮКОСа”, отмечает он, и госкомпания сможет продать 30% не менее чем за $10 млрд. А Валерий Нестеров из “Тройки Диалог“ дает оценку в $7–8 млрд.