Молчание грозит тюрьмой


По американским законам за обнародование данных о личности секретных агентов можно угодить за решетку на срок до 10 лет. В июле 2003 г. имя одного из них, сотрудника ЦРУ Валери Плейм, упомянул в своей колонке обозреватель The New York Times Роберт Новак. Это произошло через неделю после того, как ее муж, отставной дипломат Джозеф Уилсон, опубликовал статью, в которой раскритиковал Буша. Новак утверждал, что Плейм пролоббировала отправку мужа в Нигер по линии ЦРУ. Там он выяснил, что, вопреки заявлениям Буша, иракцы не пытались получить из этой страны уран. Уилсон решил, что данные о его жене в отместку “слила” журналистам администрация Буша. Миллер написала в The New York Times новостную статью на эту тему.

Публикация стоила журналистке свободы. Вчера судья федерального суда округа Колумбия Томас Хоган решил отправить ее в исправительный центр города Александрии (штат Вирджиния). Миллер будет сидеть до тех пор, пока не назовет присяжным имя человека, рассказавшего ей про агента Плейм, или пока не закончится расследование (ориентировочно – в октябре).

Миллер знала, что ее ждет. Еще в августе прошлого года Хоган обещал арестовать ее, если журналистка не “сдаст” своего ньюсмейкера. Такая же перспектива открылась перед обозревателем еженедельника Time Мэтью Купером, который писал о Плейм. Но ему повезло: в последнюю минуту источник Купера связался с ним и разрешил раскрыть свое имя. Журналист дал показания.

В своих требованиях Хоган руководствовался постановлением Верховного суда США, в котором зафиксировано, что у журналистов нет права отказываться давать показания “большому жюри”, ведущему расследование. Но прокуроры так и не объяснили, какое преступление они расследуют: чтобы обвинить человека в нарушении закона о государственной тайне, необходимо доказать, что он намеренно пытался подорвать национальную безопасность США. А без права использовать анонимные источники современная журналистика немыслима – в противном случае репортеры просто не получат многих сведений.

Дело, по которому проходит Миллер, может стать юридическим прецедентом. Если обвинение победит, правоохранительным органам станет легче наносить удары по всем, кто выступает за общественный контроль над властью, считает старший редактор The New York Times Билл Келлер. “Она [Миллер] вовсе не ставит себя выше закона, ее действия – это достойный уважения акт гражданского неповиновения”, – убежден Марк Хойт, старший редактор Columbia Journalism Review. (WSJ, 7.07.2005, Александр Силонов)