НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Тотальный стиль


Один из самых представительных переводных альбомов-монографий по ар-деко. Не столько демонстрация шедевров стиля на отрезке между двух войн, сколько попытка проследить тенденции его становления и развития. И современной интерпретации, кстати.

Половину объема книги занимает текст, внятный и убедительный, хотя отчасти и суховатый. Картинки разбросаны внутри повествования. Интерьеры, мебель и бытовая техника, фрагменты архитектурных объектов. Реже – сама архитектура, и это понятно, поскольку в ар-деко монументальное зодчество не менее важно, чем дизайн пепельницы. Трансатлантические лайнеры как воплощение идеи скорости. Кинотеатры, фрагменты декораций к фильмам, памятники, фонтаны. Шейкеры, авторучки, чернильницы, сигарницы. Автобусы фирмы “Грейхаунд Догс”.

И так далее.

Открывает книгу глава, посвященная парижской выставке 1925 г. Эпохальный для ар-деко год. Единство стиля явлено во всей очевидности, причем без “предварительной договоренности”. Истоки – европейский кубизм, декоративные балеты Дягилева и египетские орнаменты, впервые увидевшие свет после вскрытия гробниц.

Глава вторая – ар-деко в США. Докризисный романтизм небоскребов, роскошные интерьеры фойе и холлов. Послекризисный утилитаризм обтекаемых форм. Пластик, сталь, пафос машинерии. Ар-деко в дизайне объектов массового потребления.

Третья глава – ар-деко в Европе накануне войны. Декоративная основа ар-деко – как и вообще любая декоративность – тотальна, а значит, может послужить эстетической базой для тоталитарной идеологии. Схематизм и фундаментальность во всем – от плакатных шрифтов до общественных зданий. В Германии – уникальное сочетание техницизма с художественными формами доиндустриальных эпох. Апофеоз – Всемирная выставка 1937 г.

Далее следуют главы об особенностях ар-деко в Великобритании, об интернационализации стиля в Индии, Австралии и Новой Зеландии. Завершают альбом заметки о том, что есть ар-деко сегодня и как его используют в наше время. Например, “ретро-шик” в моде или ретро-дизайн в поп-арте. Эта глава – о тех временах, когда статус стиля был окончательно закреплен в истории мирового искусства (60-е гг.). И был описан с точки зрения “исторической ценности”.

Ар-деко – последний из великих стилей ХХ в. Интерес к нему всегда будет высоким. И вот почему. Ар-деко выражал не столько творческие амбиции художника (как это было в ар-нуво), сколько новые требования, которые предъявлялись художнику обществом массового потребления. Глобальные сдвиги в общественном миропорядке первой трети ХХ в. стиль и выразил. Он возник с развитием вкуса у среднего класса. И стал ответом на требование “сделать красиво и удобно” в промышленных масштабах. Поэтому на смену выпускникам художественных академий пришли студенты политехнических вузов. А на смену индивидуальным особнякам модерна с их многозначительным растительным орнаментом – общественные здания ар-деко, чьи угловатые формы не терпели разночтений.

В библиотеках, клубах и дворцах съездов промывали мозги населению тоталитарные режимы. В странах же победившей демократии ар-деко работал в тотальной сфере торговли. Поэтому лучшие образцы ар-деко США и Великобритании – это первые торговые центры.

А также то, что в этих центрах продавалось.