ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Кто свободнее

На статью “Фарс вместо лидерства” (№ 122 от 6.07.2005, стр. А4)

Автор пишет, “что есть две вещи, которые меняют мир к лучшему, – свободные рынки и демократизация... Но Россия, единственная из восьми, движется в обратном направлении”. Живя между Францией и Россией, ежедневно вижу, насколько это утверждение неверно. По поводу демократизации – все верно. А по поводу свободных рынков – полный бред. Россия движется по этому пути так, что всех пугает. А вот кто движется в обратном направлении, так это французы. Большая часть общества пропитана ненавистью к либерализму. Против конституции проголосовали именно по той причине, что она “не защищает от либеральной экономики”. Так что как раз не в России не согласны с тем, что свободные рынки меняют мир к лучшему. И каждый раз радуюсь, возвращаясь на родину (с точки зрения свободного рынка и расцвета предпринимательства).

Алексей Тарасов, предприниматель, Франция – Россия

Воспитать граждан

На статью “Недогоняющее развитие” (№ 122 от 6.07.2005, стр. А4)

“Русский народ обвенчался со Свободой… Мы собираемся, и мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы понимаем эти начала разумом, они знакомы нам в теории, но этих начал нет в нашем инстинкте, и нам страшно трудно будет ввести их в практику жизни… Ибо мы, повторяю, народ, совершенно невоспитанный социально, и так же мало воспитана в этом отношении наша буржуазия, ныне идущая к власти”.

Это не журналист Рогов в 2005 г., это писатель Горький в дни Февральской, 1917 г., революции.

Задача воспитания в себе граждан для россиян не изменилась (и большинств[ом из них] не решена) за последние 100 лет, при том что государство этому, как минимум, не способствует, а чаще всего мешает. Почему мы не граждане, хотим ли и можем ли мы ими стать – вот, наверное, основополагающие вопросы, ответы на которые помогут сформулировать “национальную идею”, базовые принципы построения государства и системы власти, взаимоотношения общества и государства.

Дмитрий Устинов, директор экономического департамента, Москва

Элиты и смуты

На статью “Дестабилизаторы” (№ 118 от 30.06.2005, стр. А4)

В латиноамериканское состояние мы свалились не при Путине, а в 1996 г., когда были подтасованы выборы, что кончилось совсем смешно – передачей власти Путину вообще без всяких выборов, но “по закону”. Так что “сегодняшнее неправовое” началось вовсе не сегодня. Поэтому же ссылка на то, что если в России случится бунт, то это будет результатом “неправовой” ситуации, – полная ерунда. Неправовая ситуация сегодня от неправовой ситуации вчера отличается только тем, что вчера обманывали всех ради доходца одних олигархов, а сегодня ради доходца других олигархов. Возможность бунтов, наверное, следует отнести к тем же полуфантомам, что и терроризм. В первую очередь его пиарят те, кто с этого хочет что-то поиметь. [...] Здравая реакция на свару Монтекки и Капулетти остается прежней: “чума на оба ваши дома”. И последнее. [...] Пока подавляющее число населения ограблено до нищеты, оно представляет собой не общество, а плебс, готовый за любые, самые небольшие деньги отстаивать вовсе не светлые идеалы демократии, а интересы любой группы внутри “элиты”, что нам показали события на Украине и в Грузии. Так что если что-то здесь и будет, то не в силу возмущения, а в силу того, что поступят новые деньги в кассу. Ну точь-в-точь как в 1917-м.

Евгений Ардаев, Москва