Деньги для аптек


Законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон “О лекарственных средствах”, разработанный членами Совета Федерации Борисом Шпигелем и Игорем Брынцаловым, а также депутатами Государственной думы Татьяной Яковлевой и Андреем Макаровым, был одобрен комитетом Совета Федерации еще летом 2004 г. В начале 2005 г. проект был согласован с правительством РФ, в апреле документ был одобрен профильным комитетом Госдумы и в минувшую пятницу принят в первом чтении. Изначально авторы законопроекта добивались полной отмены фирменных названий (брэндов) для лекарственных препаратов. Но первое чтение проект прошел со смягчающими поправками. Согласно копии документа, которая находится в распоряжении “Ведомостей”, если законопроект будет принят, врачи станут выписывать рецепты не по фирменным названиям фармпрепаратов, а по непатентованным названиям. “Если раньше врач, к примеру, должен был написать в рецепте “аспирин”, то сейчас он будет писать “ацетилсалициловая кислота” [и решение о том, какой препарат выдать по рецепту, будет принимать не врач, а провизор аптеки]”, – поясняет представитель крупной фармацевтической компании.

“Такой закон приведет к изменению маркетинговой стратегии [производителей], – радуется исполнительный директор холдинга “Аптечная сеть 36,6” Антон Парканский. – Если раньше маркетинговые бюджеты на продвижение препаратов были распределены среди врачей, то сейчас эти средства будут направлены в аптеки”.

Представитель крупной фармацевтической компании говорит, что сейчас на то, чтобы врачи выписывали пациентам препарат их компании, а не продукцию конкурента, производители тратят “несколько сотен тысяч долларов в год (для одного наименования)”. “Это может составлять до 90% маркетингового бюджета”, – уточняет собеседник “Ведомостей”. По оценке генерального директора исследовательской фирмы “Фармэксперт” Николая Демидова, на пропаганду препаратов среди медиков производители тратят несколько меньше – 60–70% маркетингового бюджета. “Всего же на маркетинг производители лекарств расходуют примерно $400 млн в год”, – считает Демидов. Но фармацевты пока не спешат переверстывать бюджеты. “Первое чтение – это принятие концепции без той детализации, от которой зависит суть закона. Ко второму чтению могут появиться многочисленные поправки”, – говорит председатель совета директоров ГК “Ремедиум” Айдар Ишмухаметов. Источник в Госдуме сообщил, что второе чтение законопроекта намечено на сентябрь.