Газ выстрелил


Рыночная стоимость компании – почти 28 млрд евро ($33 млрд). Это 12-е место во Франции по уровню капитализации. Почти 60% проданных правительством в ходе крупнейшего за последние три года IPO акций были зарезервированы за частными инвесторами и работниками GdF.

В ходе IPO компания выручила 1,8 млрд евро ( $2,14 млрд), которые отойдут государству, и 1,6 млрд евро ($1,9 млрд), которые получит компания. Размещение побило рекорд этого года (второе крупнейшее IPO провела китайская угледобывающая Shenhua Energy, получившая $2,95 млрд на Гонконгской бирже. По словам министра финансов Франции Тьерри Бретона, если банки-андеррайтеры сочтут нужным провести дополнительное размещение, то государство сможет получить еще 700 млн евро, а Gaz de France – 400 млн евро. В ходе IPO государство снизит свою долю в GdF со 100% до 78%. При этом индивидуальные акционеры получили скидку в 20 евроцентов на акцию.

Министерство оценило акции GdF в 23,40 евро ($27,9) каждую. IPO стало своеобразным тестом для правительства, которое планирует осенью частично приватизировать еще одну монополию – Electricite de France. В ходе ее IPO предполагается выручить до 10 млрд евро. В правительстве надеются, что либерализация акций GdF поможет бывшей монополии более уверенно конкурировать на европейском рынке.

Сотрудник “Газпрома” полагает, что акции GdF вряд ли пойдут вниз, ведь цена на нефть будет расти, что приведет к росту спроса на другие энергоносители. По его словам, рост акций был вызван тем, что в эти дни были зафиксированы рекордные цены на нефть, при этом собеседник “Ведомостей” не исключает, что акции GdF были изначально недооценены. Ведь обычно средний рост акций при IPO составляет 4–7%, говорит он. Пример GdF показывает, что акции “Газпрома” после либерализации также пойдут вверх, уверен представитель российской газовой монополии. Сергей Глазер из Vostok Nafta соглашается, что французское правительство могло недооценить акции, но только для того, чтобы доказать профсоюзам правильность своего решения. GdF давно добивалась отмены статуса госмонополии и продажи части акций стороннему инвестору. Правительство не возражало, но торги всякий раз откладывались. Это было связано с протестом профсоюзов, которые уверяли, что в дальнейшем государство полностью приватизирует компании и сотрудники потеряют статус госслужащих (в Европе он дает значительные льготы).

Как заявляли ранее генеральные директора GdF и Electricite de France Франсуа Руссели и Пьер Гадоннэ, привлечение частных инвесторов нужно для успешной работы после либерализации европейского энергетического и газового рынков. Либерализация происходит в два этапа. С июля 2004 г. страны ЕС сняли ограничения для оптовых покупателей – те могут покупать электричество и газ у любой европейской компании. Все энергетические и газовые компании обязаны выделить в отдельные структуры генерацию электроэнергии или добычу газа, транспортировку и сбыт. А все газодобывающие компании получили равные права доступа к трубе и оплачивают транспортировку по унифицированным тарифам. С июля 2007 г. ограничения на покупку газа будут сняты и с розничных потребителей. (Использованы материалы DJ и FT.)