Госсектор переоценили


Год назад мотором экономического роста был частный сектор. Быстрее всего в I квартале 2004 г. развивались строительство (+13,9%), финансы (11,3%), обрабатывающая и добывающая промышленность, торговля, транспорт и связь (по 8–9%). В 2005 г. картина радикально изменилась: бурный рост в секторах жилищно-коммунальных услуг (14,1%), госуправления, соцобеспечения и военной безопасности (8,3%). В загоне прежние фавориты: строители (4,6%), финансисты (2,5%), добывающая (3%) и обрабатывающая промышленность (минус 0,4%).

Экономисты “Тройки Диалог“ усомнились в достоверности этой картины. “Довольно высокие темпы роста в 2004 г. и в начале 2005 г. власти объясняют подъемом в секторе услуг, тогда как рост промышленного производства существенно замедлился, – пишут они в опубликованном на прошлой неделе докладе. – Но на сей раз достоверность официальных данных вызывает сомнения”. Аналитиков поразили масштабы “внезапного оживления” госсектора и ЖКХ, ведь в 2004 г. они росли не больше чем на 3–4%. Если добавленная стоимость обоих секторов в начале года росла своими обычными темпами, то ВВП, по расчетам экономиста “Тройки” Антона Струченевского, прибавил не 5,2%, а 4,8–4,9%.

Цифры [роста госуслуг и ЖКХ] очень странные, согласен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Возможно, это объясняется изменением методики, недоумевает директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. Например, госсектор вырос из-за того, что ему добавили соцобеспечение.

Но ЖКХ выбился в передовики роста не случайно, уверен чиновник Минрегионразвития: благодаря повышению тарифов на 23,5% “коммунальщики получили фору – прирост их доходов заметно обгоняет рост издержек”. Сами коммунальщики уверены, что деньги “прошли мимо них”. Всю выгоду от роста тарифов получили монополисты – поставщики электричества, тепла, газа и воды, говорит гендиректор “Жилстройэксплуатации” Роман Кудрявцев (входит в ГК “ПИК”). За техобслуживание стандартного высотного дома компания получает $2000 в месяц (3,7 руб. с квадратного метра), а на эти деньги надо содержать персонал и поддерживать инфраструктуру, сетует Кудрявцев. Коммунальщики прибедняются, уверен Сергей Сиваев из Института экономики города. После кризиса 1998 г. жилищные платежи были заморожены, но в последние три года тарифы отпустили и минимум половина выигрыша от их роста достается ЖКХ, отмечает Сиваев.

А достижения обрабатывающей промышленности Росстат несколько преуменьшил, полагают эксперты “Тройки”. В I квартале, по данным статистиков, производство выросло на 5,3%, а добавленная стоимость упала на 0,4%. Обычно у этих показателей динамика схожая, если только в промышленности не происходит крупных структурных изменений, говорится в докладе. Если так было и сейчас, ВВП в I квартале вырос минимум на 5,5%, замечает Струченевский. Другие экономисты считают падение добавленной стоимости у обработчиков естественным: за 2004 г. промышленные цены выросли на 28,4%. Издержки растут очень быстро, а перекладывать их на потребителей промышленники не могут, говорит Клепач. К тому же отрасли с высокой добавленной стоимостью (например, автопром) чувствовали себя в начале года неважно, говорит Гурвич.

Пока в статистике столько неточностей, спорить, достигнет в 2005 г. рост экономики 5,5% или 6,5%, бессмысленно, заключают экономисты “Тройки” – эти цифры “статистически незначимы”. С переходом на новую методику многие статистические показатели “поплыли”, соглашается Гурвич, а “в целом – рост замедлился”.

В Росстате не смогли прокомментировать ситуацию.