Не продешевить


Сидя в одном из кафе Неготино, винодельческого района Македонии, предприниматель Александр Ристовски медленно потягивает кофе и рассуждает о перспективах развития виноделия в бывшей Республике Югославии и о препятствиях, с которыми могут столкнуться местные виноделы. “Македонское вино сможет прорваться на мировой рынок, только если ему удастся избежать нижнего ценового сегмента, – говорит 34-летний предприниматель. – Не стоит повторять ошибки, совершенные виноделами Чили. Они всегда делали превосходное вино, но когда 10 лет назад они вышли на мировой рынок, то начали продавать его в нижнем ценовом сегменте. Теперь им приходится бороться со стереотипом: если вино чилийское, значит, оно стоит недорого. Македонскому вину необходимо сразу завоевать репутацию”.

Сейчас Ристовски работает в самом начале производственной цепочки в винодельческой отрасли Македонии. Его виноградник занимает всего 2,8 га, и поэтому вряд ли ему удастся стать крупным производителем. Другое направление его бизнеса кажется гораздо более перспективным. В 2000 г. он основал необычную для Македонии организацию – ассоциацию виноделов Vitis, объединившую небольших производителей, которые поколениями делали вино для собственного потребления. Главная цель ассоциации – координировать продажи высококачественного македонского вина.

Раньше две трети всего югославского столового вина производилось в Македонии. Но в 1990-х гг. развал страны повлек за собой развал системы экспорта. Потребовалось некоторое время, чтобы винодельческое производство оправилось, и сейчас приватизация и развитие рынка толкают его на путь быстрых перемен. В наши дни приезжающие в Неготино бизнесмены сталкиваются с абсолютно новой культурой выращивания винограда и производства вина.

И все же главная проблема в том, чтобы изменить представления потребителей о качестве югославского вина. Относительно молодые и пока небольшие хозяйства Bovin, Fonko, Pivka, Popov и Dudin стремятся производить хорошее вино и продавать его по достойным ценам. Вынужден изменяться даже самый крупный винодельческий завод на местном рынке – Tikves. Он был приватизирован, но его критикуют за то, что он сравнительно медленно улучшает качество своей продукции. “Малые предприятия вытесняют Tikves”, – говорит Дэвид Стивенс из консалтинговой фирмы Davon International из калифорнийской долины Напа. Стивенс очень высокого мнения о качестве красного вина, выпускаемого из местного сорта отборного винограда вранек, который чем-то напоминает сорт мерло. “Это замечательное вино. Вы приезжаете в эту малоизвестную страну и находите здесь вино, о котором даже никогда не слышали, – говорит он и добавляет: – Бутылка вранека должна была бы стоить в США не менее $12–14. Я привожу это вино в Америку, и ценители вина из долины Напа в один голос говорят: ужасающая этикетка, великолепное вино”.

Ключ к решению проблемы – умелый маркетинг и повышение квалификации виноделов. Например, винодельня Dudin наняла Нану Георгиеву, эксперта по вину, которая прежде работала в компании Domaine Boyar, одном из крупнейших поставщиков болгарского вина в Евросоюз. С ее помощью Dudin планирует усовершенствовать производственный процесс. “В Македонии умеют выращивать виноград, но никто никогда не занимался улучшением производственных процессов”, – говорит Георгиева.

Македонским виноделам не обойтись без поддержки местных финансовых институтов, которые пока неохотно вкладывают деньги в сельскохозяйственный сектор. К примеру, Bovin, первая частная винодельня и один из крупнейших частных производителей вина в Македонии, привлекает кредиты в иностранных банках. За рубежом Bovin удается занимать деньги под 2% и 2,5% годовых, рассказывает Жиоржи Богевски, один из основателей семейной компании. Впрочем, она находится в привилегированном положении. Она неплохо известна за рубежом. Компания продает 1 млн бутылок вина ежегодно, из которых 300 000 бутылок поставляются в Евросоюз.

Другим винодельням приходится намного труднее. Например, владельцы компании Fonko, которая планирует продать в этом году 270 000 бутылок, говорят, что обходятся безо всяких кредитов, что создает массу проблем их быстро развивающемуся бизнесу. “На данный момент македонские банки не могут предложить ничего лучшего, чем кредит под 9–13% годовых, а для нас это слишком дорого. Я не думаю, что мы сможем взять кредит до того, пока процентные ставки не упадут до 5–6%”, – говорит Лазар Ристов, совладелец Fonko.

С еще большими трудностями сталкиваются мелкие винодельни. Банки не принимают их участки в качестве залога и не выдают им кредитов. Более того, с каждым годом виноградные фермы вынуждены все тщательнее отбирать закупщиков своей продукции. Фермеры отдают предпочтение тем, кто способен заплатить наличными, и поэтому часто продают урожай традиционному набору покупателей.

Нехватка наличных средств угрожает погубить многообещающую винодельческую отрасль прямо на этапе ее зарождения. В прошлом году македонско-американский предприниматель Люпко Аневски приобрел за $1 млн увязшую в долгах винодельню Povardarie. Но он тут же столкнулся с нехваткой средств. Касса винодельни была пуста. В прошлом году Povardarie не смогла оплатить поставки винограда и оставила без гроша многих мелких фермеров. Это привело к тому, что в прошлом месяце винодельни – члены Vitis в первый раз устроили забастовку.

Блейз Петков, директор по продукции Pivka, отмечает, что быстро развивающаяся отрасль сталкивается со многими трудностями. Но она сможет успешно развиваться, если будет опираться на знания и экспертизу. “Аневски наш друг, но он новичок в винодельческом деле, – объясняет Петков. – Ему не хватает знаний, и он не знает традиций. Ему придется понять, что инвестиции в винодельческий бизнес окупаются далеко не сразу”. А это значит, что македонским виноделам надо набраться терпения. (FT, 21.06.2005, Мария Подцероб)