Путину все равно

Д. Гришкин

Представители “Газпрома” и “Сибнефти” отказались комментировать заявление главы государства. Но менеджер “Газпрома” решил, что Кремль согласен на сделку. “Не было уверенности, что в эту сделку не вмешается “Роснефть”, – говорит он. На минувшей неделе президент “Роснефти” Сергей Богданчиков заявил, что госкомпания претендует на 20% акций “Сибнефти”. Их “Роснефть” может забрать у “ЮКОСа” за его долги перед “Юганскнефтегазом” на $3,5 млрд. В пятницу Богданчиков сообщил, что “Роснефть” не собирается покупать “Сибнефть” целиком.

О том, что с апреля “Газпром” ведет переговоры с Millhouse о покупке “Сибнефти”, “Ведомостям” рассказывали источники, близкие к руководству обеих компаний. Но до сих пор единственным официальным свидетельством того, что “Сибнефть” интересна “Газпрому”, было письмо его консультанта – Deutshe Bank. В ноябре 2004 г. он посоветовал клиенту подумать над покупкой “Сибнефти”.

В пятницу факт переговоров “Газпрома” с “Сибнефтью” подтвердил президент Владимир Путин. “Я знаю, что представители “Газпрома” и “Сибнефти” обсуждали эту сделку, – заявил он и добавил: – Не буду скрывать – я обсуждал это с компанией “Сибнефть”. С кем именно он разговаривал, Путин не сообщил. Но 27 мая он встречался с губернатором Чукотки Романом Абрамовичем, которого рынок считает основным владельцем “Сибнефти”.

В России ни одна сделка, касающаяся нефтяной компании, не проходила без одобрения Кремля. Летом 2003 г. в Лондоне Путин лично присутствовал на подписании документов по созданию ТНК-ВР. А гендиректор ConocoPhillips Джеймс Малва еще за несколько месяцев до приватизационного аукциона по продаже 7,9% акций “ЛУКОЙЛа” осенью 2004 г. получил одобрение Кремля на участие компании в торгах.

Путин не в восторге от идеи продажи “Сибнефти”, рассказывал “Ведомостям” источник, близкий к ее владельцам. Но публично президент не высказался ни за, ни против – по его словам, у него “пока позиции никакой нет”. “На мой взгляд, это не является нашим приоритетом, это достаточно частное дело, в том числе и дело владельцев “Сибнефти”, – заявил он, добавив, что акционеры “Сибнефти” “должны воспринимать это как рыночную сделку, если они вообще хотят это делать”.

“То, что какая-то государственная компания выражает желание приобрести активы [“Сибнефти”], не значит, что государство настроено сделать то же самое, – сказал Путин. – Акционеры компании все знают. Как они поступят, в каком объеме и кому продадут свои акции, я, честно говоря, не знаю”.

Путин дистанцировался от сделки и дал понять, что не будет прикрывать ни одного из ее участников, разъяснил позицию президента один из сотрудников его администрации. “Это их коммерческие интересы”, – говорит он.

Как утверждает источник, близкий к переговорам, “Газпром” уже консультировался по поводу сделки с западными банками. Пока концерн не намерен привлекать к сделке иностранного инвестора. “У “Газпрома” много предложений от банков, готовых профинансировать эту покупку”, – добавляет он.

Топ-менеджеры двух крупных западных банков подтвердили, что “готовы обеспечить “Газпрому” необходимое финансирование покупки “Сибнефти”, но концерн, по их словам, сначала хочет получить $7,1 млрд за 10,74% своих акций.

Источник в “Газпроме” говорит, что переговоры идут о выкупе у Millhouse 72% акций “Сибнефти”. Еще 3% “Газпром” рассчитывает докупить на фондовом рынке, чтобы “получить квалифицированное большинство”.

По словам источника, близкого к переговорам, в “Газпроме” предварительно рассматривают покупку “Сибнефти” по цене $3 за акцию, что ниже ее текущей рыночной цены ($3,37). Цена учитывает, что еще до сделки совладельцы “Сибнефти” получат дивиденды на $1,66 млрд. Однако получить подтверждение его словам “Ведомостям” не удалось.

Как отмечает аналитик “Тройки Диалог“ Олег Максимов, если сделка состоится по цене $3 за акцию, 72% “Сибнефти” обойдутся в $10,2 млрд, что на $1,3 млрд ниже их текущей рыночной стоимости. Стивен Дашевский из “Атона” считает эту цену справедливой. По подсчетам Максимова, основанным на отчете “Газпрома” по МСФО за 2004 г., концерн располагал наличными средствами на счете в $3,8 млрд. Получив от государства $7,1 млрд и заплатив со сделки налог (сам “Газпром” его оценивает в 22,6 млрд руб.), компания располагает около $10 млрд, подсчитали аналитики.