Реформа НДС: Тяжелые шаги навстречу


Недавно на основе индекса “налогового счастья” журнал Forbes назвал Россию “налоговым раем”, а 8 июля Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении поправки в 21-ю главу Налогового кодекса (“Налог на добавленную стоимость”) и, по сути, завершила реформу НДС, о необходимости которой так долго говорили и предприниматели, и государство.

Как же оценить то, что произошло? НДС – самый тяжело администрируемый налог. Именно с ним связаны основные налоговые преступления, заключающиеся в незаконном возмещении НДС из бюджета. Страдали и государство, и бизнес. Государство – от разворовывания средств из бюджета, бизнес – от фактической невозможности получить подлежащие возмещению суммы НДС и необходимости отвлекать значительные собственные средства. Так что уже давно всем стало очевидно, что администрирование нуждается в пересмотре. Заявлял об этом и президент России.

Поскольку бизнес воспринимает заявления верховной власти как ориентиры развития законодательства и планирует свою деятельность исходя из этих сигналов, проведем простой сравнительный анализ сказанного и сделанного.

Из послания президента РФ Федеральному собранию 2004 г.: “…Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей…” Как же реализуется фактически поручение президента?

Шаг вперед, шаги назад

Принятый Государственной думой закон наконец-то решает одну из острейших проблем отечественных предприятий – возмещение НДС при капитальном строительстве. И это очень серьезный и однозначно позитивно воспринятый бизнесом шаг на пути стимулирования инвестиций в производство.

Однако в очередной раз либеральная поправка сопровождается целым рядом норм, ухудшающих положение налогоплательщика. Отказавшись даже обсуждать вопрос снижения ставки НДС, Минфин просто проигнорировал поручение президента в этой части. Вопрос о возмещении НДС по экспортным операциям перенесен на 2007 г. Хотя, по моему глубокому убеждению, это вообще не вопрос кодекса, а скорее правоприменительной практики.

Не решена проблема обложения НДС авансов. Вводится обязанность уплачивать суммы НДС живыми деньгами при неденежных расчетах. С 2006 г. НДС будет взиматься по методу начисления. Подлежат восстановлению суммы НДС при передаче технологического оборудования в качестве вклада в уставный капитал. Все эти меры ведут к значительному отвлечению оборотных средств налогоплательщиков и являются антиинвестиционными.

Итак: делая в чем-то шаг навстречу налогоплательщику, его продолжают воспринимать как потенциального налогового преступника, с которым необходимо бороться любыми методами.

Общая логика поправок Минфина проста и заключается в том, что НДС в любом случае должен быть сначала уплачен в бюджет, а потом те, кто имеет на это право, возмещают его. Однако вполне логичный и работающий в Европе механизм у нас оказывается недееспособным. И связано это с политикой государства и практикой налоговых органов: собрать как можно больше налогов и не возвращать их. В качестве примера приведу аргумент, неофициально изложенный одной налоговой инспекцией при отказе в возмещении НДС одной крупной отечественной компании: “К возмещению предъявлена слишком значительная сумма”. При этом пакет обосновывающих документов никого вообще не интересовал.

Проблема усугубляется тем, что криминальный бизнес, связанный с воровством НДС из бюджета, только растет. Очевидно, что в таком бизнесе необходимым звеном является сотрудник налоговых органов. Получается, что на законных основаниях получить возмещение невозможно и остается либо от него отказываться, либо вступать в сговор с чиновником, либо вообще не платить НДС. Ни один из этих способов не помогает развитию бизнеса.

Решают ли эту проблему поправки Минфина? Конечно, нет! Рискну предположить, что сочетание предложенного механизма и характерной правоприменительной практики налоговых органов, наоборот, приведет к росту схем по незаконному возмещению НДС и, как следствие, к еще большему выпаданию средств из бюджета, ухудшению положения со сбором налога и в итоге к ужесточению политики государства в отношении законопослушных налогоплательщиков.

При этом Минфин пытается представить свои поправки как поправки, подготовленные исключительно в интересах налогоплательщиков. Вот уж действительно, как в старые добрые времена: жить стало лучше, жить стало веселей!

Простые решения

Почему же так происходит? Почему в очередной раз закон, призванный решать проблемы, только усугубляет их и создает новые? Потому, что все это следствие проводимой политики. Политики “простых решений”, основанной на стремлении решить сиюминутные проблемы. Например, вводя обязанность уплачивать суммы НДС живыми деньгами при неденежных расчетах, Минфин и ФНС фактически расписываются в неспособности улучшить налоговое администрирование. Декларируется борьба с уклонением от уплаты налога, но при этом пострадают не те, кто нарушает закон (они и так вне его рамок), а те, кто старается соблюдать налоговое законодательство. Правда, делать это все труднее и труднее.

В итоге, сравнивая инициативы верховной власти и то, как они реализуются на практике, приходится констатировать следующее: либо государство у нас неэффективно, либо впору применять понятие недобросовестности не только к налогоплательщику, но и к государству. Вообще, складывается ощущение того, что функции бизнеса, по мнению власти, это исключительно уплата налогов. Но так власть рискует столкнуться с тем, что добровольно платить налоги скоро будет просто некому.

А как же тогда быть с характеристикой нашей налоговой системы, данной зарубежными инвесторами? Может быть, для них здесь действительно рай? Как уже отмечалось, основные проблемы в сфере налоговых отношений вызваны не законодательством, а правоприменительной практикой. Видимо, эта практика не распространяется на зарубежные компании, работающие на территории России. К сожалению, российские компании не могут позволить себе говорить с государством с позиции силы и при случае заявить об уходе с российского рынка. За них говорит капитал, который продолжает утекать и который инвестируется отнюдь не в российскую экономику.

Поправки в 21-ю главу Налогового кодекса – красноречивый пример того, что государство у нас не создает условия для развития отечественного бизнеса, а видит себя одним из главных субъектов экономической деятельности и, обладая административно-властными полномочиями по отношению к другим участникам, создает себе, а также иностранным компаниям конкурентные преимущества.

Винить в этом власть как-то глупо. В конце концов, мы ее выбирали, и на определенный период она может реализовывать свое понимание роли и места государства. Однако сомнительно, что, постоянно выстраивая барьеры на пути отечественного бизнеса, государство имеет моральное право требовать какой-то отдачи от него. У государства, конечно, сохраняется возможность делать это на праве силы, но готово ли оно к последствиям?

В последнее время часто приходится слышать о шагах государства навстречу налогоплательщику. Приняв предложенные Минфином поправки, государство сделало еще один шаг. Осталось сделать контрольный выстрел.