Связь без гарантий


Раньше если абонент “ВымпелКома” хотел использовать кредитную систему оплаты для расчетов с оператором, то ему надо было при оформлении контракта отдать определенную гарантийную сумму (от $25 до $195 в зависимости от тарифного плана). Этот депозит лежал на счете абонента и служил своеобразной страховкой для оператора. Если абонент расторгал контракт с оператором и у него не было никаких задолженностей, то сумма депозита ему возвращалась.

На прошлой неделе “ВымпелКом” объявил о том, что не будет больше брать гарантийные взносы со своих абонентов. По словам директора по маркетингу московского региона “ВымпелКома” Оксаны Беляевой, это сделано для увеличения привлекательности кредитной системы оплаты. “Если человек хотел нас обмануть, то он, как правило, наговаривал на несколько тысяч долларов и гарантийные $50 дела не спасали”, – объясняет руководитель службы кредитного контроля “ВымпелКома” Константин Милевский. “Действительно, гарантийный взнос был скорее не страховкой для оператора, а заградительным барьером для абонента”, – замечает аналитик J’son & Partners Елена Полукарова.

Правда, пока бездепозитная система будет действовать только в московском регионе и только при подключении в трех центральных офисах “Билайна” или в 36 салонах продаж его генерального дилера – “Мобайл Центра”. К тому же теперь клиенту, выбравшему кредитную систему расчетов, необходимо будет предъявить два документа, удостоверяющих личность. “Это стандартное требование при предоставлении, например, потребительских кредитов, таким образом мы отсекаем мошенников, пытающихся подключиться по чужим паспортам”, – говорит Милевский.

Отмена депозитов уже не первый шаг оператора в направлении популяризации кредитной оплаты: несколько недель назад “ВымпелКом” ввел новые тарифы, и теперь по шести из девяти существующих планов можно разговаривать в кредит. “Повышая привлекательность кредитной оплаты, мы пытаемся увеличить количество высокодоходных абонентов, так как, не имея ограничителя в виде заканчивающихся средств на счете, люди разговаривают гораздо охотнее”, – объясняет Беляева. Она рассчитывает, что к концу года “Билайну” удастся увеличить в московском регионе долю абонентов, говорящих в кредит, с 12% до 15–17%.

А вот другие операторы развивать кредит пока не спешат и считают, что большинству их абонентов удобнее пользоваться авансовой системой оплаты, тем самым контролируя свои расходы. У МТС абонент может говорить в кредит, если у него последние три месяца был тариф из VIP-линейки, где абонентская плата составляет не менее $100 в месяц. Кроме того, абонента могут перевести на кредитную форму оплаты по его заявлению, если он обслуживается в МТС довольно давно. “Мы предпочитаем индивидуальный подход к тем, кто хочет говорить в кредит”, – замечает директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. А в московском “МегаФоне”, по словам советника генерального директора “МегаФон-Москва” Романа Проколова, кредит доступен только участникам программы “МегаФон-Бонус”. Для того чтобы стать участником этой программы, абоненту необходимо в течение двух месяцев подряд тратить не менее $39 ежемесячно.

“Каждый оператор по-своему пытается увеличить высокодоходную часть абонентской базы, “ВымпелКом” решил сделать упор на развитие кредита”, – замечает Полукарова. А директор по развитию аналитической компании “Коминфо Консалтинг” Евгений Соломатин добавляет, что, когда рынок насыщен, как в московском регионе, операторы стараются привлекать абонентов, предоставляя услуги, которых нет у их конкурентов.