Ударили по рукам


Проект может состояться, если будет инфраструктура, считает Зубков, ведь строить алюминиевый завод без железной дороги нет смысла. Уложиться в названные сроки он считает возможным. Проект выгоден обеим сторонам, добавляет аналитик Газпромбанка Сергей Суверов, но проблем будет немало, в частности в определении оценки инвестиций и управляемости СП.

У РАО ЕЭС нет денег на достройку Богучанской ГЭС, и в начале 2004 г. достроить станцию предложил совладелец “Русала” Олег Дерипаска. Но договориться о достройке они не могли больше года. К переговорам подключили чиновников: президент Владимир Путин поручил им разработать вариант достройки ГЭС. Весной РАО и “Русал” объявили, что вместе построят ГЭС и ее основного потребителя – алюминиевый завод.

Детали проекта стороны объявили в субботу во время визита Германа Грефа на станцию. Для финансирования обеих строек “Русал” и РАО ЕЭС создадут “проектную компанию”, в которой у них будут равные доли, рассказал предправления “ГидроОГК” Вячеслав Синюгин. В новую компанию участники внесут свои пакеты в Богучанской ГЭС, она будет владеть и 100% завода. Стройки будут финансироваться за счет собственных (30–50%) средств партнеров и займов. Условия прописаны в меморандуме о намерениях, сказал Синюгин, а к ноябрю стороны “должны завершить работы по структурированию сделки”.

Сейчас доля в ГЭС у “ГидроОГК” больше, чем у структур “Русала”. Синюгин заявил в субботу, что “Русал” доплатит разницу инвестициями в строительство (сидевший рядом Дерипаска на это утвердительно кивнул). РАО и “Русал” давно спорят о том, сколько стоит построенный комплекс. В ценах 1991 г. затраты на него оцениваются в 1,4 млрд руб., сказал Синюгин, но оценка рыночной стоимости может быть и отрицательной. Он добавил, что для оценки привлекут независимых экспертов, а в меморандуме стоимость комплекса оценили в $400 млн. Если решено продолжить строительство ГЭС, надо оценивать, какие средства понадобились бы, чтобы построить ее до сегодняшнего уровня, говорит вице-президент инвестбанка “Траст” Андрей Зубков. По его оценке, это $1–1,5 млрд.

В меморандуме записано, что на обе стройки уйдет по $1,2 млрд, сказал Синюгин. Финансирование зоны затопления ГЭС обойдется еще в $570 млн. Из этой зоны надо переселить около 4500 человек. Пока что зоны затопления относятся к федеральной собственности и должны финансироваться из бюджета, напомнил Греф. Но эту норму надо отменить и считать зоны затоплений частью коммерческих проектов, добавил министр. Синюгин считает, что в случае отказа государства от финансирования проект “становится экономически непривлекательным”. Мы готовы обсудить возможность госучастия в финансировании зоны затопления, добавил министр.

Греф предложил до 15 ноября разработать комплексный план развития Приангарья и одобрить его на правительстве. Кроме завода и станции в проект войдет строительство железнодорожной ветки на 200 км, целлюлозно-бумажного комбината стоимостью $800 млн, разработка месторождений, в том числе золота, свинца, марганца. Стоимость всего проекта составит минимум $4,5–5 млрд. А государство может профинансировать из инвестфонда инфраструктурные объекты. Весь проект, по оценке министра, может быть реализован до 2012 г.

Дерипаска сказал, что начало строительства завода будет зависеть от решений по ГЭС и инфраструктуре. Завод мощностью 500 000–600 000 т алюминия в год можно построить за 55 месяцев, уточнили в пресс-службе “Русала”.