Их Никифор


В конкурсе победил польский фильм “Мой Никифор” Кшиштофа Краузе про художника-примитивиста, которого открыл художник-академист. Предлагающий свои рисунки посетителям оздоровительного комплекса самоучка Никифор оказался настолько стилистически безукоризненным в своей наивной манере, что не только очаровал профессионала, но и определил всю поэтику фильма. Безусловно, в фильме режиссера Краузе есть работа над киноязыком и нет иллюстративности. Содержание “послания” авторов доносится до зрителей при помощи изображения.

Чего не скажешь об очень интересном японском фильме “Ужин с Норико” режиссера Сиона Соно, где изображение слишком часто иллюстрирует закадровый текст. Если бы режиссер побольше доверился экрану, то “золото” точно было бы у него. Ведь это кинофестиваль все-таки, а не TV. Но по содержанию и в контексте “диалога культур, стран и континентов” фильм рассказал нам о Японии такую щемящую сагу, что просто хочется отдать им все острова, только чтобы не кончили жизнь коллективным самоубийством.

А пока с улыбкой на губах, взявшись за руки, 54 девочки на станции метро, ритмично взмахнув ладошками, прыгают навстречу несущейся электричке, заливая платформу своей алой кровью. Этой цитатой из предыдущего фильма режиссера “Клуб самоубийц” пронизан рассказ о двух девочках, которые уезжают в Токио, навсегда покидая своего отца. И эта цитата вступает в резонанс с историей, рассказанной в фильме: ведь если жизнь не представляет ценности, то семейные обязательства (“чти отца своего”) и подавно.

Работая в агентстве типа “семейный рай”, героини играют дочь и мамашу перед одинокими клиентами, которые хотели бы на вечер (ночь) почувствовать себя отцами семейства. У них уже другие имена, у них нет прошлого, они ни к чему не стремятся, они готовы умереть. И вот к ним приезжает (вычислив по Интернету) их отец, на которого больно смотреть. Он заказывает их в агентстве, арендует дом, похожий на тот, где прошло их детство, привозит узнаваемую мебель. Но ничто не помогает, ведь девочки расстались с собственными личностями. От фильма, где бойкий монтаж иллюстрирует бойкий закадровый текст, веет бесконечной тоской и усталостью, и если этот гротеск претендует на символику, то за обитателей Страны восходящего солнца просто страшно. Сколько же там усталости во всем, такое ощущение, что народ находится на грани самоистребления.

Про отечественные фильмы в разных программах фестиваля можно сказать одно: отобраны самые интересные работы. Так, в конкурсе был показан фильм Павла Чухрая “Водитель для Веры”, встретивший теплый зрительский прием. Жаль, что не приехал актер Игорь Петренко, которого многие журналисты хотели интервьюировать. Про Богдана Ступку и не говорю.

Среди публики особый энтузиазм вызвала англоязычная версия “Ночного дозора”. В программе “К Востоку от Запада” было представлено два русских дебюта: фильм режиссера Сергея Потемкина “Город без солнца” с Сергеем Безруковым и Юлией Мавриной в главных ролях и фильм известного театрального режиссера Кирилла Серебренникова “Ратин” с Алексеем Гуськовым, играющим центральную роль. Гуськов получил приз – высокое жюри весьма и весьма благосклонно отнеслось к этой экранизации “Палаты № 6”. Вообще, это сильный артист, умудряющийся показать класс актерской игры даже в сериалах. Что же касается Сергея Потемкина, то включение в одну из престижнейших программ фестиваля уже есть “штамп и подпись” в личное творческое досье молодого режиссера.

Среди документалистов порадовал петербургский режиссер Александр Гутман. Его фильм “Еврейское счастье” – история-судьба двух героев, мужа и жены, оказавшихся волей социалистического глобализма в Еврейской республике, для них специально созданной. Когда же социализм рухнул, сил уехать на историческую родину уже не было, к тому же герой был болен. Он умирает у Гутмана практически в кадре. И это тоже “еврейское счастье”, только уже режиссерское. Фильм получился абсолютно композиционно выстроенным и совершенным, практически не нуждающимся в литературных комментариях. Каждый кадр говорит сам за себя. Перед нами жизнь со всеми ее эмоциями. И от нее веет немножко кладбищенским холодом.

В программе “К Востоку от Запада” был показан также весьма интересный фильм Светланы Проскуриной “Удаленный доступ” и короткий метр – дебют Андрея Железнякова “Чертоги” по рассказу Лескова. Думаю, что по этому костюмному фильму судить о режиссере еще рано.

Что же касается самого скандального фильма на фестивале, то им была “Битва на небесах” мексиканского режиссера Карлоса Рейгадоса. В этой картине отношения между мужской и женской плотью доведены до такого гротеска, что хочется плоти не иметь вовсе. Но, перекрестившись и сказав: “Чур! Чур!”, гонишь от себя греховные мысли. Ведь все-таки нас сотворили во плоти. Только фильмы фестиваля терзают ее с сатанинским упорством.