Мастер на все октавы


Бобби Макферрин сотрудничал с такими музыкантами, как Чик Кориа, Хэрби Хэнкок, Йо-Йо-Ма. Но сейчас предпочитает давать сольные концерты, во время которых неизменно спускается со сцены в зал и общается со слушателями на языке музыкальной импровизации.

В Москве послушать Макферрина пришла подготовленная публика, в которой оказалось много профессиональных вокалистов, так что с этим залом вполне можно было ставить эксперименты. Скажем, попросить исполнить мелодию Гуно в Ave Maria (сам Макферрин воспроизводил голосом “аккомпанемент” – прелюдию Баха). Или задать разные мелодические и ритмические формулы правой и левой половинам зала и, управляя последовательностью их звучания, поимпровизировать на этом фоне.

Бобби Макферрин – вокалист преимущественно джазовый, хотя не чуждается и Beatles, и фолка, и классической музыки. Вероятно, поэтому к нему в партнеры позвали не только трио Георгия Гараняна, но и пианиста Дениса Мацуева, который в последнее время все больше играет джаз. Но рядом с Макферрином наши музыканты проявили себя скорее консерваторами в стандартах из “Порги и Бесс” Джорджа Гершвина или Blue Monk Телониуса Монка. У Мацуева феерическая техника, его “космические” скорости и напористый темперамент, конечно, впечатляют. Но при этом очень много штампов.

Все-таки самыми яркими и характерными были номера, в которых Бобби Макферрин вообще не нуждался в аккомпанементе. Его голосу подвластны и вокальные, и инструментальные партии. Вот, например, он один поет и мелодию, и аккомпанемент в песне Пола Маккартни Blackbird, постоянно перескакивая из верхнего регистра в нижний и наоборот. Диапазон голоса совершенно невообразимый – около четырех октав. В такие моменты отзывчивой аудитории оставалось только восхищенно слушать.