ИНТЕРВЬЮ: Дон Петерсон, председатель совета директоров и гендиректор Avaya


После серьезного спада в начале десятилетия мировой рынок телекоммуникаций в прошлом году начал вновь приносить прибыль. Переход на цифровые технологии затронул и самую консервативную разновидность телекоммуникаций – голосовую связь, и многие операторы уже сейчас переходят на передачу голоса с помощью интернет-протокола и по каналам Интернета. Потребители уже оценили преимущества IP-телефонии, говорит Дон Петерсон, председатель совета директоров и гендиректор Avaya – крупнейшего в мире поставщика оборудования и решений для IP-телефонии.

– Всего несколько лет назад рынок связи столкнулся с резким падением продаж. Но сейчас оно уже позади, судя по цифрам финансовой отчетности основных участников рынка телекоммуникаций. В чем причины спада и каковы основные его итоги?

– Я бы выделил три причины. Прежде всего люди во всем мире сделали огромные инвестиции в решение “проблемы-2000”. Она была связана с тем, что программисты в 80-х и даже в 90-х использовали структуру данных, которая должна была выйти из строя в 2000 г. И в конце прошлого века практически каждая компания инвестировала значительные суммы, чтобы избежать подобной ситуации. А потом расходы, естественно, упали.

Спад инвестиций последовал и за dotcom-бумом, во время которого многие сделали большие инвестиции во все, связанное с IT. Потом они обнаружили, что не получают той отдачи, на которую рассчитывали, – хотя, конечно, какая-то отдача была. В итоге упали общие расходы на IT и снизилась капитализация многих компаний, в частности американских операторов, которые называются альтернативными провайдерами местной связи. Их финансировали сначала за счет венчурного капитала, а потом с помощью высокодоходных долговых обязательств – это уникальное стечение обстоятельств за всю историю США. Оно ускорило падение инвестиционной активности [после dotcom-бума], многие компании просто прекратили свой бизнес.

Еще один фактор, актуальный в нашем бизнесе, – переход от традиционной телефонии к IP-телефонии (передачи при помощи интернет-протокола и, как правило, по каналам Интернета. – “Ведомости”). Люди сомневались в зрелости этой технологии и беспокоились, что она не будет хорошо работать, и многие ранние решения IP-телефонии для корпораций действительно работали со значительными проблемами. Они в большинстве своем были связаны с неправильной эксплуатацией сетей, когда люди еще не понимали, как же работают сети. Всем необходимо было приобрести опыт и понять, как оптимально управлять IP-сетью.

Я думаю, в прошлом году рынок преодолел спад. Дело в том, что основные инвестиции были сделаны 4–5 лет назад, а теперь вновь появилась потребность обновить инфраструктуру – в частности, в телефонии. Экономика в целом вернула себе хорошую форму, у инвесторов появилось желание вкладывать деньги, хотя, конечно, последствия чрезмерных инвестиций некоторых операторов по-прежнему влияют на рынок. IP-телефония уже показала свою зрелость, и компании набрались опыта в управлении локальными сетями, теперь они готовы на большее. Сегодня обороты IP-телефонии растут, и в корпоративном сегменте она уже опередила традиционную телефонию, объем которой падает. Люди увидели пользу в приложениях, которые позволяет делать IP-телефония. Рынок преодолел спад, мы обречены на рост – хотя он будет более скромным, чем в конце 90-х.

– В каком направлении развивается IP-телефония?

– Есть два основных пути развития IP-телефонии: один направлен на снижение стоимости связи, а другой – на повышение доходов от нее. Вы можете перевести IP-телефонию только на уровень инфраструктуры и значительно снизить стоимость телефонных звонков – это позволяют сделать, например, решения [наших] конкурентов. Другой способ развития этой технологии – интегрировать ее в различные бизнес-приложения, которые позволят вам эффективнее использовать информацию и управлять связью. Call-центры Avaya следуют этой философии, и, я уверен, другие корпорации тоже возьмут ее на вооружение. Мы инвестируем деньги в исследование и разработку разных способов использования IP-телефонии, несколько недель назад Avaya объявила о создании сервера приложений, об обновлении нашей линейки программ.

Оба эти подхода широко представлены на рынке, и каждый заказчик выбирает сам, что для него важнее – снижение издержек или увеличение доходов от IP-телефонии. Но я убежден, что в перспективе именно второй путь станет основным движущим мотивом для развития рынка.

– Ваша компания также сотрудничает с Nokia и Symbian в разработке решений для мобильной связи. В чем смысл этой работы?

– Одна из основных задач, которые ставят корпоративные заказчики перед IP-телефонией, – интеграция всех телефонных сетей, корпоративных и мобильных. Мы входим в инициативную группу, которая работает в этой области. Первый опыт Avaya связан с компаниями Motorola и Proxim – мы вместе объединили сети сотовой связи стандарта GSM и беспроводные компьютерные сети Wi-Fi с выходом в Интернет. Когда вы едете на машине со своим телефоном, выходите на автостоянке и подходите к рабочему столу, ваш телефон автоматически переключится с сети GSM на сеть Wi-Fi без прерывания звонка. Это один из способов объединять разные мобильные технологии. Другой способ – сделать телефон простым расширением корпоративной телефонной сети. Так что, когда кто-то набрал ваш номер, одновременно зазвонят и офисный, и мобильный телефоны, и вы можете выбрать, какой из них использовать. Они оба будут подключены к офисному коммутатору, что позволит контролировать звонки и использовать возможности офисной сети – например, переадресация вызова, сокращенный набор номеров других сотрудников компании и т. д.

А сотрудничество с Nokia позволяет сделать следующий шаг в этом направлении и использовать возможности телефона под управлением операционной системы Symbian так, что сотовый телефон сам будет предлагать при звонке доступ к возможностям офисного коммутатора. Когда звонит телефон, на экране появится меню с предложением сделать переадресацию звонка, набрать номер по имени пользователя или по номеру внутри офисной сети. Где бы вы ни были, вы сможете сделать несколько цифровых звонков внутри корпоративной сети через мобильный телефон так же легко, как и сидя в офисе. У вас будет единая система голосовой почты. Если звонят оба телефона и вы не берете ни одну трубку, сработает автоответчик в офисе – вам не надо будет проверять сообщения на нескольких автоответчиках. Причем такой телефон будет работать во всем мире, он не привязан к какому-либо оператору и не требует разрешения оператора на использование каких-то новых возможностей. Звонок приходит на офисный коммутатор, коммутатор соединяет его с офисным телефоном. Если вы приняли звонок на мобильный телефон и в этот момент зашли в свой офис, вы можете перевести звонок на офисный телефон, не прерывая разговор. Все это очень удобно для корпоративных пользователей.

– А насколько IP-телефония защищена от воздействия вирусов? Два года назад эпидемия вируса Helkern на несколько часов вывела из строя работу IP-телефонии во всем мире, сейчас такое возможно?

– Мы часто сталкиваемся с подобными инцидентами. Я хотел бы определить ключевые факторы проблемы. IP-телефония сама по себе очень надежна в том виде, в котором мы сделали ее под операционной системой Linux. Но даже на Linux мы вынуждены изменять настройки системы и отключать некоторые ее элементы, например драйвера принтеров, которые могут сделать систему уязвимой. А большинство наших конкурентов сделали решения IP-телефонии в среде Windows. Я не знаю, является Windows более уязвимой для вирусов или нет. Но я точно знаю, что Windows – более предпочтительная цель [для вирусописателей], потому что база ее пользователей намного шире и пользователям IP-телефонии в этой среде необходимо тратить больше усилий на компьютерную безопасность. А ведь IP-телефония не терпит даже задержки в передаче пакетов, и простая повторная пересылка данных при сбоях в голосовой связи не поможет. Поэтому соображения безопасности в IP-телефонии намного важнее, чем в традиционной телефонии или компьютерных сетях, и мы должны научиться работать с ней. Но переход к IP-телефонии стратегически неизбежен – я вполне в этом уверен.

– Avaya отделилась от компании Lucent Technologies, которая, в свою очередь, раньше была составной частью легендарной Bell Laboratories, разработавшей многие новаторские продукты и решения в мире телекоммуникаций и информационных технологий. Что вы унаследовали от Bell, в каком направлении сейчас развиваются научные исследования компании?

– Мы действительно вышли из системы Bell – мы были частью Western Electric и AT&T на протяжении 100 лет, и еще четыре года в составе Lucent до тех пор, пока не стартовал собственный бизнес Avaya в октябре 2000 г. Я считаю, что Avaya унаследовала неплохие позиции в информационных технологиях и хорошее понимание как телефонии, так и других технологий связи. Сейчас мы не инвестируем в их изучение, но в компании есть глубокое понимание мобильной связи, распределенных компьютерных сетей, высокоскоростного доступа в Интернет и т. д. При использовании этих знаний и принятии инвестиционных решений для нашего бизнеса мы прежде всего фокусируемся на корпоративных заказчиках и голосовой связи. Наши приоритеты – интеграция сетей IP-телефонии и эффективное управление такими сетями, интеграция приложений, использующих связь, а также само качество голосовой связи.

Например, недавно мы приобрели компанию под названием Road Science. Она разрабатывает решения, позволяющие управлять сетями IP в режиме реального времени. Применительно к голосовой связи это дает возможность пускать трафик в обход проблемных участков в IP-сети. Когда вы запускаете эту программу на сети голосовой связи, она следит за локальными и распределенными IP-сетями в режиме реального времени. Если она видит ухудшение качества связи – не обязательно ошибку, – то она направит трафик в обход проблемного узла в режиме реального времени, без прерывания телефонного разговора. Система Road Science имеет время отклика в доли секунды, что позволяет обеспечить более высокий уровень надежности голосовой связи.

В области управления качеством голосовой связи мы инвестируем в пространственную запись голоса в помещении. С помощью двух микрофонов можно передавать стереозвук, а использование стереодинамиков позволит улавливать вашему собеседнику расположение голоса в пространстве. Это может пригодиться при проведении голосовых телеконференций. Сейчас при проведении телеконференции используетс я одиночный динамик в маленькой коробке в центре стола, и все источники голоса звучат одинаково, а с помощью стереозвука можно “расположить” собеседников в вашей комнате так, что человек, который говорит из Москвы, “сидит” в одном углу комнаты, из Японии – в другом, из Европы – в третьем, а вы сами находитесь в центре комнаты. Польза от такого решения заключается в том, что, когда вы слышите голос слева от нас, вы будете точно знать, кто и откуда говорит. Вам не потребуется пытаться узнавать голос, чтобы понять, кто же говорит сейчас. Ваше участие в телеконференции будет куда более эффективным.

– То есть из производителя оборудования Avaya превращается в разработчика компьютерных программ?

– Да, это прямой результат нашей стратегии. Если вспомнить нашу историю, корни Avaya в производстве, но за последние 25 лет добавочная стоимость от него постоянно снижается – не в абсолютных величинах, а как результат уникальных разработок, которые отличают нас от других. Раньше мы разрабатывали собственные микропроцессоры, платы, а теперь мы ничего подобного не выпускаем. И в дизайне, и в разработке программ мы сегодня следуем открытым стандартам, и добавочная стоимость нашей работы сегодня кроется в системном программном обеспечении и приложениях – рассматривайте голос как приложение само по себе. То есть фокус разработок сместился на уровень приложений, и я думаю, что всего через несколько лет все наши программы смогут работать на стандартных платформах, которые будут выпускать другие производители. Около 90% инвестиций в научные разработки Avaya сейчас расходуется именно на создание компьютерных программ.

– А ваши конкуренты тоже переориентируются на разработку программ?

– Я думаю, и да и нет. У традиционных операторов телефонной связи за контроль над звонками уже отвечает программное обеспечение. Однако наши основные конкуренты, Cisco Systems и – до некоторой степени, Nortel – делают значительные инвестиции в бизнес сетевой инфраструктуры для локальных сетей. Они встраивают часть контроля за звонками в инфраструктуру, она останется важным элементом их бизнеса. Avaya не продает аналогичные продукты собственного производства, мы перепродаем чужие разработки, когда участвуем в каких-либо проектах. Avaya не собирается делать ставку на инфраструктурное оборудование в отличие от конкурентов.

– Вы упомянули о двух ваших конкурентах. Что вы думаете о компаниях из Китая, считаете ли вы их серьезными соперниками?

– Конечно, в любой отрасли информационных технологий было бы глупо игнорировать угрозу со стороны китайских компаний. В самом Китае сегодня существуют значительные ограничения на работу с IP-телефонией, и это сдерживает местных производителей от выхода на наш рынок. Поэтому сейчас мы не видим в них конкурентов по IP-телефонии. Но у меня нет сомнений в том, что они рано или поздно займутся этим бизнесом, и Avaya намерена использовать все отведенное нам время для подготовки к соперничеству с китайскими компаниями. Я уверен, что они будут работать очень агрессивно и предложат крайне конкурентные по цене решения, когда выйдут на рынок.

– Сейчас соотношение биржевых котировок акций Avaya к доходам компании ниже, чем у ваших основных конкурентов. У вас дела идут хуже, чем у них?

– Дело в том, что акции Avaya последние два года очень бурно росли и входили в число самых быстрорастущих акций в США. Но наши финансовые показатели за последние два квартала оказались ниже прогнозов аналитиков. К лучшему или худшему, но в США, если ваши показатели хуже ожиданий рынка – даже если вы никаких прогнозов на этот счет не делали, – вам придется серьезно заплатить. И в итоге Avaya потеряла около половины стоимости акций. Это не механический процесс. Наши показатели ниже прогнозов, и инвесторы задумались о том, что из-за огромной доли Avaya и на рынке традиционной телефонии, и IP-телефонии может просто произойти прямая замена одной технологии на другую, а наши показатели при этом не вырастут. Поэтому сейчас нам надо не рассказывать о том, что у нас все будет хорошо, а пойти и сделать так, чтобы в Avaya действительно все было хорошо. Но нам надо показать реальные результаты, рост выручки и прибыли, а словами ничего не добиться.

– Среди российских операторов популярна идея провести передачу трафика между Востоком и Западом, подобный проект уже несколько лет рекламирует на ежегодной выставке CEBIT “Ростелеком”. Насколько велики шансы российских операторов перетянуть на себя транзитный трафик?

– Я думаю, что это хорошая идея. Другие страны, которые позиционируют себя как транзитные узлы, вполне преуспели в этом. Очевидно, географическое расположение России позволяет задуматься об этом, хотя суровый климат может осложнить обслуживание сети. Среди операторов Азии, реализовавших подобные проекты, хороший бизнес такого рода наладил сингапурский оператор SingTel. Если реализовать проект на оптоволокне, его характеристики будут превосходными, а обслужить кабельную сеть в Сибири будет ничуть не сложнее, чем на дне океана. Я думаю, что у такого проекта хорошие перспективы, хотя у меня нет никакой информации о факторах, которые могли бы помешать этому проекту, – например, агрессивной ценовой политике операторов, предлагающих альтернативные транзитные маршруты.

– После того как Avaya отделилась от Lucent, многие потенциальные клиенты принимали вашу компанию за производителя из Азии, ведь ваше название звучит похоже. Чтобы повысить узнаваемость брэнда, Avaya в 2002 г. стала спонсором чемпионата мира по футболу в Японии и Корее. Насколько эффективным оказалось сотрудничество с FIFA?

– Оно было эффективным, но, к сожалению, развитие брэнда требует не единовременных вложений, а постоянных инвестиций на протяжении всей истории компании. Мы продолжим делать значительные инвестиции в наш брэнд. Avaya – один из ключевых спонсоров чемпионатов Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) и будет спонсором чемпионата мира по футболу в Германии в следующем году. Недавно мы приобрели в Германии компанию Tenovis – второго по размерам провайдера корпоративной связи в Германии, и позиция спонсора чемпионата мира даст нам замечательный шанс разрекламировать эту покупку. Нас уже узнают как конкурента Cisco, что, с одной стороны, является огромным достижением, если учесть силу их брэнда, а с другой – показывает, что нам еще предстоит проделать много работы. Ведь я считаю, что наши продукты намного лучше.

– А почему создатели Avaya отказались от марки Bell, ведь это такое громкое имя в мире телекоммуникаций?

– Bell принадлежит управляющей компании Bell в США. Даже у Lucent нет доступа к ней, за исключением Bell Laboratories. А мы не имеем к Lucent никакого отношения, хотя в Avaya Laboratories перешло около 100 сотрудников Bell Laboratories. Вы правы, Bell – замечательное имя, которое звучит уже 100 лет, и люди ему верят. Но мы к нему не имеем никакого отношения.