Инвестфонд почти похоронили


В правительстве не стихают споры о том, как ускорить экономический рост. Еще в феврале министр экономразвития Герман Греф предложил премьеру Михаилу Фрадкову создать в составе бюджета отдельный инвестфонд и финансировать из него порты, мосты, трубопроводы, инновационные технологии и инфраструктуру особых экономических зон. На условиях софинансирования в проектах может участвовать и бизнес. По расчетам подчиненных Грефа, частногосударственное партнерство способно стимулировать рост ВВП на 0,4–0,5% в год.

Наполнять инвестфонд, по замыслу Минэкономразвития, должны сверхдоходы от нефтяной конъюнктуры, сэкономленные на досрочном погашении внешнего долга средства и “другие источники по решению правительства”. В перспективном финплане, утвержденном правительством в июне, на формирование фонда в 2006 г. предполагалось направить 70 млрд руб., в 2007 г. – 72,9 млрд руб., в 2008 г. – 73,2 млрд руб. Минимальная стоимость проекта, претендующего на деньги фонда, – 1,5 млрд руб. Доля частного инвестора, желающего при господдержке поднять свой проект, должна быть не меньше 10% сметы. Главную роль при отборе проектов Минэкономразвития отводит себе, но ежегодное утверждение их перечня предоставляется правительству.

Основным оппонентом фонда долгое время выступал министр финансов Алексей Кудрин, считающий, что государство вполне может проводить инвестполитику с помощью федеральных целевых и адресных инвестпрограмм. В апреле он снял возражения по механизму формирования инвестфонда. Однако механизм расходования средств на общегосударственные проекты Минфин до сих пор не согласовал. Вчерашнее совещание у вице-премьера Александра Жукова не примирило оппонентов. По словам двух участников, Кудрин заявил, что механизм госгарантий для финансирования проектов практически не прописан – “одни слова”. Нет, по его мнению, критериев отнесения проектов к общенациональным: минимальная стоимость в 1,5 млрд руб. может отсечь действительно важные, но не столь капиталоемкие проекты. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко требовал, чтобы из фонда финансировался любой важный проект, в том числе из списка ФЦП. На взгляд чиновника правительства, привязка фонда к цене нефти делает его финансово зависимым от мировой конъюнктуры, а это подвергает риску, скажем, начатое строительство или запущенный инновационный проект. “В документе Минэкономразвития много неясного, – говорит он. – Кто, например, будет собственником объекта, если львиную долю вложило государство?”

Греф, по словам очевидцев, признал, что механизм сыроват, и предложил сообща доработать его. Жуков отвел на это неделю.

Директор департамента Минфина Алексей Саватюгин соглашается, что разногласий пока много, но надеется снять их. Замдиректора департамента Минэкономразвития Александр Устинов полагает, что хватит недели. В любом случае 70 млрд уже заложены в проект бюджета, но, если систему отбора и конкретные проекты правительство не одобрит, деньги просто не будут потрачены, замечает он.

Гендиректор ЦМАКП Андрей Белоусов считает, что к 2006 г. инвестфонд появится, тем более что у него нет четкой привязки к бюджетному циклу. Другой вопрос, будут ли запущены проекты. Конкуренция Минтранса, Минсельхоза, Минпромэнерго, по его словам, уже началась. К тому же в Минэкономразвития есть лист ожидания – проекты, которые нужно воплощать, но на которые пока не хватало денег, напоминает эксперт. “Наиболее проработанные из них могли бы финансироваться из инвестфонда”, – считает Белоусов.

Однако чиновник Белого дома не верит, что Минфин и Минэкономразвития сумеют быстро утрясти разногласия. По его словам, пройдена меньшая часть пути и надо еще писать положение об инвестфонде и законодательные поправки в бюджетный кодекс, легализующие 5–7-летний цикл финансирования. “Вероятнее всего, инвестфонд в 2006 г. выделен не будет, а 70 млрд руб. погрузят в стабфонд”, – прогнозирует он. “Чтобы реализовать инвестфонд [в 2006 г.], нужны титанические усилия президента и премьера, сами [Греф и Кудрин] не договорятся”, – полагает другой чиновник правительства.