ГЛОБАЛИСТ: Отгородиться не получится


Похоже, избрание новым президентом Ирана радикального исламиста Махмуда Ахмадинеджада оказалось своего рода холодным душем для российской внешнеполитической элиты. В последние годы Иран был одним из важнейших звеньев нашей внешнеполитической риторики о “многополярной” (читай – антиамериканской и антиевропейской) модели мироустройства. Заигрывая с Ираном, мы как бы демонстрировали Западу: в мире есть альтернативные центры силы, у которых много общего и которые вместе мечтают усадить США на мировую скамейку запасных.

И вот теперь мы столкнулись с неожиданной проблемой: в Иране избрана власть, представляющая опасность прежде всего для нас самих. Хотя гражданские власти не играют решающей роли в политической системе Ирана, очевидно, что с избранием президентом страны столь консервативного лидера, как Ахмадинеджад, это государство способно стать реальным источником серьезной угрозы интересам России. Если США и Европа находятся весьма далеко от иранских границ, то для нас Иран – ближайший сосед. Сосед весьма неспокойный и несговорчивый: за 60 лет мы так и не смогли договориться с Ираном о разделе Каспия, причем именно жесткая позиция Ирана вынудила Россию в конце концов отказаться от идеи пакетной договоренности пяти прикаспийских стран и перейти к цепочке двусторонних соглашений по Каспию. Самый тупиковый и опасный путь: наибольшие проблемы в сфере раздела Каспия лежат в сфере раздела прав между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, и в последние годы уже имели место пограничные конфликты, связанные с разделом нефтегазовых ресурсов. Отгородиться не получится, а посредником в этих отношениях Россия выступать уже не сможет.

Каспий, таким образом, остается весьма взрывоопасным регионом именно из-за иранского фактора. Тот же самый фактор в самое ближайшее время (особенно с избранием Ахмадинеджада) способен дестабилизировать ситуацию в Туркменистане и Узбекистане – в этих странах явно стоит ожидать усиления влияния Ирана и радикальных исламистских настроений, особенно в связи с высокой степенью “морального и физического износа” нынешних посткоммунистических правителей.

Не очень приятная картина. Получается, что мы попросту проспали Иран и совсем не готовы к такому развитию событий. Некоторые антизападно настроенные российские политики уже прикусили языки: ворчать по поводу расширения НАТО или войны в Ираке легко и приятно, поскольку России США и НАТО очевидно не угрожают, а вот с усилением негативного влияния Ирана на весь прикаспийский и центральноазиатский регион разбираться придется всерьез, и в первую очередь нам самим. А этого наша внешнеполитическая каста, взращенная в традициях холодной войны и борьбы с Западом, делать не умеет – как видно хотя бы на примере неудачных попыток поделить Каспий. В общем, для России прозвенел еще один серьезный звонок: антизападную внешнеполитическую доктрину давно пора выбрасывать на свалку истории вместе со всеми ее апологетами. Наши враги – совсем не там, где у нас принято их искать.