КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Миллиард за мат


По итогам первого полугодия 2005 г. “Евросеть” стала крупнейшей в России торговой компанией – ее оборот составил почти $1 млрд, превысив финансовые показатели таких грандов розничной торговли, как сети “Эльдорадо” и “Пятерочка” (см. статью на стр. Б1).

Отчасти это феномен самой “Евросети”, которой за семь лет удалось вырасти из компании – владельца одной торговой точки до сети из 1750 салонов сотовой связи, обогнав всех конкурентов. “Это потому, что мы матом ругаемся”, – шутил в одном из интервью совладелец компании Евгений Чичваркин, автор слогана “Евросеть”, “Евросеть”, цены просто ох.еть”. Эксперты добавляют, что “Евросеть” удачно выбрала формат сотового дискаунтера, когда другие салоны ориентировались на элитный рынок.

Другой козырь “Евросети” – работа на быстро растущем рынке: продажи сотовых телефонов растут куда быстрее продаж, скажем, продуктов питания или “большой” бытовой электроники. Количество сотовых абонентов в России удваивается год от года. Растут и продажи аппаратов. Ведь люди покупают трубки не только чтобы подключиться к сети, но и на замену – если прежний потерялся, сломался или вышел из моды.

Да и вообще, сотовые трубки – очень удобный товар. При том что телефон может стоить столько же, сколько холодильник или стиральная машина, он куда как компактнее, требует меньше складских площадей, проще в перевозке и т. п. К тому же сотовые телефоны занимают промежуточное положение между потребительскими товарами длительного спроса (такими, как холодильники, телевизоры) и модными аксессуарами (такими, как дизайнерская одежда). Жители крупных городов меняют телефоны раз в год или даже чаще, но мало кому придет в голову раз в год менять холодильники и телевизоры. Наконец, одной семье, как правило, хватает одной стиральной машины или кухонного комбайна, тогда как сотовые телефоны – предметы индивидуального спроса и есть сегодня практически у всех. А у некоторых бывает по нескольку трубок одновременно.

Пока владельцы супермаркетов посматривают на мобильных дилеров свысока – дескать, закончится сотовый бум и их бизнес свернется так же быстро, как развернулся, тогда как розница в целом будет стабильно расти долгие годы. Однако дилеры это понимают и, готовясь к замедлению продаж телефонов, осваивают смежные рынки – услуг связи, аксессуаров, цифровой техники и фотографии, мелодий, логотипов, игр и т. д. Кроме того, дилеры начинают реинвестировать растущий поток наличности в открытие сотовых салонов в странах СНГ – там, где сотовый бум только начинается.