РФФИ оставят без денег


По закону РФФИ является единственным продавцом федеральной собственности. Проводя конкурсы и аукционы, фонд существовал на комиссионные от реализованного имущества. Их размер правительство ограничило 3%. Однако, по словам федерального чиновника, кроме федеральных пакетов РФФИ мог по договору с покупателем государственного и муниципального имущества устанавливать комиссию еще выше. “Выручка позволяла сотрудникам фонда безбедно жить”, – утверждает он. Правда, как говорил в конце 2004 г. тогдашний представитель РФФИ Владимир Зеленцов, в среднем фонд забирал себе 3%. За “Юганскнефтегаз”, проданный за $9,35 млрд, он взял 0,1% ($9,35 млн), за акции “ЛУКОЙЛа” выручил $60 млн, а на “Лензолоте” заработал $4,56 млн.

Деятельность РФФИ возмущала руководителя Росимущества Валерия Назарова. Он негодовал из-за того, что фонд одновременно был продавцом и собственником федеральных пакетов акций, предназначенных для приватизации. Назаров предлагал разрушить монополию РФФИ на торговлю госимуществом, допустив к аукционам частные компании. Конфликт Росимущества и РФФИ зашел так далеко, что приватизация федеральных пакетов в этом году почти остановилась.

Вчера Минэкономразвития внесло в правительство написанные Росимуществом проект положения и поправки к уставу РФФИ. По документам основным собственником федерального имущества, которое стоит в годовом плане приватизации, становится Росимущество. Оно же будет утверждать начальную цену продаваемых акций. До момента продажи РФФИ будет совладельцем госсобственности, но его роль существенно умалена. Она сводится к тому, чтобы заказать оценку имущества, организовать торги и передать акции по договору победителю.

Тяжелый удар нанесен по финансовым интересам сотрудников РФФИ. Минэкономразвития и Минфин должны подготовить в течение трех месяцев закон, “предусматривающий зачисление в полном объеме средств от приватизации федерального имущества в бюджет”. Руководитель департамента Минэкономразвития Игорь Гречухин поясняет, что по плану с 2007 г. деятельность РФФИ будет полностью финансироваться из бюджета. “Комиссионные уйдут в прошлое, фонд будет получать деньги на содержание сотрудников, наем оценщиков, проведение торгов”, – утверждает он. Кроме того, Минэкономразвития предлагает ограничить штат РФФИ 1100 сотрудниками. Сейчас только в центральном аппарате фонда трудится около 500 человек, говорит сотрудник пресс-службы РФФИ Александр Тихомиров, и закон не запрещает фонду нанимать дополнительный персонал.

Чиновник правительства утверждает, что инициатива лишить РФФИ собственных доходов исходила от Минфина, который хотел привести статус фонда как специализированного госучреждения в соответствие с общими правилами бюджетного финансирования. Представитель РФФИ Николай Николаев от комментариев отказался, сославшись на то, что не видел финальную редакцию внесенных в правительство документов. При этом, подчеркнул он, предложение о полном зачислении выручки в бюджет “не нашло понимания у фонда” и позиция РФФИ учтена в протоколе разногласий.

Оставлять фонд без комиссионных неверно, считает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский: он уже привык работать “как рыночный институт государства”. “За фондом по аналогии с ЦБ надо закрепить свой бюджет”, – предлагает депутат. Президент Ассоциации приватизированных и частных предприятий Григорий Томчин считает, что, посадив РФФИ на смету, правительство вынудит его заниматься продажей большого числа мелких пакетов акций, а “не делать годовой план одной-двумя крупными сделками”. Следующим шагом, по мнению Томчина, должны стать биржевая торговля федеральными пакетами и допуск к продажам госимущества частных компаний на конкурсной основе.