Stаrbucks вернул себе имя


В понедельник палата по патентным спорам Роспатента аннулировала регистрацию товарного знака Starbucks за российской компанией “Старбакс”. Об этом “Ведомостям” рассказал знакомый с итогами заседания патентный поверенный, попросивший не называть его имени. Известный участием во множестве патентных споров юрист Сергей Зуйков (он представляет интересы ООО “Старбакс”) также осведомлен о решении палаты по патентным спорам. Американцы пожаловались на “Старбакс” в Роспатент еще в прошлом году. Теперь решение предстоит утвердить гендиректору Роспатента Борису Симонову.

Теперь у Starbucks не возникнет юридических препятствий для развития бизнеса в России, говорит патентный поверенный. Интересы Starbucks Corporation представляет юридическая компания Baker & McKenzie, представители которой вчера от комментариев отказались.

Starbucks зарегистрировала свой товарный знак в России в 1997 г. Но в 2002 г. компания “Пресс” попросила патентное ведомство аннулировать эту регистрацию на том основании, что товарный знак более трех лет не использовался. Роспатент согласился с этим доводом и отменил регистрацию товарного знака Starbucks Coffee по классам “минеральные и фруктовые напитки” и “услуги ресторанов, кафе”. А в сентябре слово Starbucks зарегистрировало в качестве товарного знака ООО “Старбакс”.

“Starbucks удалось аннулировать пиратскую версию своего логотипа в России”, – радуется Хулио Гутьеррес, президент европейского подразделения американской корпорации. Он отметил, что российский рынок интересен для Starbucks, но конкретные планы раскрыть отказался.

Между тем в середине июня Гутьеррес заявил “Интерфаксу”, что компания ведет переговоры с возможными партнерами для создания СП в России, и допустил, что Starbucks может приобрести здесь уже действующие сети кофеен. В конце мая Starbucks Corporation приступила к поставкам своего кофе в гостиницу “Ренессанс Москва”, а 1 июня корпорация открыла там свое кафе.

Один из российских контрагентов Starbucks утверждает, что корпорация уже подыскивает помещения для новых кофеен. А Александр Малчик, президент компании “Монтана Кофе”, утверждает, что американская компания выбирает сейчас между двумя российскими партнерами.

Ранее о переговорах о франшизе Starbucks рассказывал московский ресторатор Аркадий Новиков. Но вчера его пресс-секретарь Екатерина Дроздова сообщила, что “решения пока не принято”. Интерес к партнерству со Starbucks не скрывает и ресторатор Михаил Зельман.

Руководитель проекта Restcon Андрей Петраков считает, что в ближайшие год-два Starbucks не станет серьезным конкурентом для российских сетей кофеен. “В нашей стране формат Starbucks не прижился: здесь кофейня больше досуговое место, нежели фаст-фуд. Но в ближайшие годы культура потребления кофе может измениться”, – считает Петраков. По оценкам Restcon, в России работают около 1000 кофеен с совокупным оборотом в $500 млн.

Впрочем, ООО “Старбакс” собирается продолжить борьбу с американцами. Сергей Зуйков обещает оспорить решение палаты по патентным спорам Роспатента. “Думаю, что американская сеть сможет отстоять свои права в арбитражном суде”, – говорит директор петербургского офиса юридической фирмы “Городисский и партнеры” Виктор Станковский.