В космос с человеком


Сегодня правительство одобрит проект Федеральной космической программы до 2015 г., прогнозирует источник в Белом доме. Российское космическое агентство (Роскосмос), подготовившее программу, получит по ней до 2015 г. 305 млрд руб. в ценах 2006 г., в том числе до 2010 г. – 140 млрд руб. Проект уже согласован с Минэкономразвития, а его рассмотрение оказалось по случайности приурочено к первому после перерыва в 2,5 года старту американского космического шаттла Discovery.

На уровень расходов в $1 млрд в год Роскосмос выйдет к 2008 г. Это примерно совпадает с затратами на космические программы в Индии, в 2,5 раза меньше, чем в Китае, в 4 раза меньше, чем в Европе, и в 18 раз меньше, чем в США. На эти деньги Роскосмос запустит пять модулей к Международной космической станции (МКС), в том числе первый – в 2008 г.

До 2010 г. чиновники рассчитывают создать группировку метеоспутников, систему космической связи “Гонец”, три космические обсерватории. Сейчас Россия располагает лишь одним научным спутником, т. е. практически не ведет фундаментальных исследований в космосе своими силами. Обещает Роскосмос запустить в 2009 г. и межпланетную станцию “Фобос-Грунт”, которая возьмет пробу грунта на спутнике Марса Фобосе и доставит его на Землю. Если эта миссия будет успешной, России удастся прервать череду неудач на марсианском фронте – с 1973 г. советские и российские корабли не могут достичь планеты и ее спутников. Другими приоритетами до 2010 г. станут разработка новой тяжелой ракеты “Ангара”, завершение испытаний ракеты “Союз-2”, которую будут запускать с европейского космодрома Куру в Гвиане, и разработка пилотируемого космического корабля “Клипер”.

Эта программа носит инерционный характер, хотя предлагается в благоприятное для российской космонавтики время, говорит источник в одном из научных институтов системы Роскосмоса. По словам эксперта, по-прежнему значительную часть денег поглотит пилотируемая космонавтика. “Хотя зачем России нужна МКС после того, как США фактически отказались от ее развития, непонятно, – сокрушается эксперт. – А значит, нет задач и для “Клипера”, если его не возьмут европейцы”. Впрочем, по мнению члена совета директоров РКК “Энергия” и основного совладельца группы “Каскол” Сергея Недорослева, пилотируемая космонавтика – это вопрос российского престижа и “средства на нее государство должно выделять”.

По мнению экспертов, успех пилотируемой части программы в большой степени зависит от запуска Discovery. Вчера Аэрокосмическое агентство США отложило намеченный на ночь пуск шаттла из-за проблем с одним из топливных датчиков, передал Reuters. “Грузоподъемность шаттла в несколько раз выше, чем у космического корабля “Союз”, – напоминает замгендиректора ГКНПЦ им. Хруничева Денис Пивнюк. По его словам, прекращение программы запуска шаттлов заставило Россию чаще запускать на МКС “Союзы”, но американцы за дополнительные запуски платить не стали. “Шаттлы однозначно облегчат ношу России по доставке грузов”, – уверен Пивнюк. А член-корреспондент Академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков считает, что успех Discovery должен означать, что МКС все-таки будет достроена. “Сейчас это самая крупная для нас программа, на нее ориентирована вся пилотируемая отрасль, – говорит он. – Пожелаем американцам успеха”.