“Человек-драйв” придет в РЖД


Якунин возглавил “Российские железные дороги” в середине июня. Он тут же пообещал до 30 июня сократить правление монополии. Но сроков не выдержал. Не было проведено годовое собрание акционеров, совет директоров не был переизбран, а в старом составе он по закону собираться уже не может. Поэтому решение по кадровым перестановкам откладывается минимум до конца месяца. Но уже сейчас известно, говорят правительственные чиновники, что количество вице-президентов сократится с 14 до 7–8 человек. А их фамилии могут быть названы в понедельник, обещают в РЖД.

Впрочем, вчера “Ведомостям” удалось выяснить, что Якунин предложил стать своим первым заместителем Вадиму Морозову – руководителю НПФ “Благосостояние”, экс-министру путей сообщения. Об этом “Ведомостям” рассказали сразу два правительственных чиновника и бывший коллега Морозова по МПС. Сейчас эту должность занимает давний соратник экс-главы РЖД Геннадия Фадеева, первый вице-президент Хасян Зябиров, курирующий производство. Сразу после назначения Якунина он ушел в двухмесячный отпуск. Но вопрос о его отставке еще не решен, говорят сразу несколько сотрудников РЖД.

Вместе с Морозовым рассматривались еще кандидатуры вице-президента РЖД Сергея Козырева, начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько, начальника Московской железной дороги Владимира Старостенко и замминистра транспорта Александра Мишарина, рассказывают знакомые с ситуацией источники. Но Якунин предпочел им Морозова. Правда, для его назначения нужно получить одобрение Кремля. Вопрос застопорился из-за противостояния Якунина и премьер-министра, рассказывает правительственный чиновник. Еще до отставки Фадеева внесли в списки кандидатов нового совета директоров РЖД, теперь Якунин настаивает на его исключении. Премьер против и согласен на Морозова только в обмен на вхождение Фадеева в совет, рассказывает чиновник. Пресс-секретарь премьера Александр Жаров и представители РЖД от комментариев воздержались.

Морозову 51 год. Он коренной питерец. Кадровый железнодорожник, бывший начальник Октябрьской железной дороги. В 1997–1998 гг. работал в Законодательном собрании Ленобласти. В 1999 г. стал замминистра путей сообщения, а через год понижен до первого замначальника Московской железной дороги, которой тогда руководил Фадеев. В 2002 г. вернулся на должность замглавы МПС, а в 2003 г. – перед самой ликвидацией министерства – ненадолго его возглавил.

“Морозов прошел весь путь от стрелочника до начальника дороги”, – говорит бывший замминистра путей сообщения Эдуард Поддавашкин. А работавшие с ним в разные годы зам гендиректора компании “ЕвроСиб” Михаил Свердлов и бывший спикер Законодательного собрания Ленобласти Виталий Климов вспоминают, что отличительной чертой Морозова была способность быстро мобилизоваться. “Мне он запомнился как человек, способный моментально разрешить любую ситуацию”, – говорит Климов. “Человек-драйв”, – вторит ему Свердлов.

Участники рынка уверены, что в РЖД Морозов будет отвечать за производственные вопросы, но не исключают, что ему поручат и социальную политику. “На такие сложные дороги, как Октябрьская, где много подходов к портам, берут всегда лучших людей”, – говорит сотрудник одной из транспортных компаний. Хотя проблему сезонных пробок у портов – то, что так и не удалось Зябирову, – Морозов вряд ли решит, добавляет другой транспортник.