Иностранцев не пустим


У Минэкономразвития ушел не один год на то, чтобы составить новые правила лесопользования. Новый проект Лесного кодекса Госдума приняла в апреле. По нему лесные участки можно арендовать только на аукционах, а разрешение на вырубку леса (лесорубочный билет) победителям не понадобится – достаточно будет уведомить чиновников. Лес можно и купить, но условия должны быть прописаны в отдельном законе. По настоянию Кремля документ отправили на доработку до осени. В своем заключении президент, в частности, требует “устранить противоречие” между тем, что земли лесного фонда по кодексу находятся в федеральной собственности (ст. 42), но их участки одновременно могут находиться в других формах собственности. В целом, констатирует Владимир Путин, “проблема собственности на леса” в кодексе не решена.

Тем временем бизнесмены и парламентарии внесли собственные поправки к кодексу. Например, депутат Владимир Крупчак, член совета директоров Архангельского ЦБК, предлагает не отменять конкурсы на аренду лесных участков. Критерий победы на аукционе – только цена, что неправильно для “отдаленных районов, где финансовые ресурсы ограниченны”, считает он. К тому же иностранцы, у которых больше денег, быстро получат интересные участки, а затем “будут сдавать их в субаренду на кабальных условиях”, боится директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов корпорации “Илим Палп” Дмитрий Чуйко. Сейчас, по оценке Минэкономразвития, на аукционах распределяется только 10% лесов, около 15% выдают своими решениями региональные чиновники, а большая часть уходит именно на конкурсах, критерии определения победителей которых расплывчаты. Конкурсы позволяют решать регионам социальные проблемы, в частности обеспечивать занятость и строительство инфраструктуры, добавляет зампред комитета по природным ресурсам Совета Федерации Виктор Орлов. Аукционы Крупчак предложил проводить в два этапа, чтобы они соревновались не только по цене. “Нужно пропускать их через сито, например, наличия опыта лесозаготовок или переработки сырья”, – поддерживает предложение Чуйко.

А сенаторы предлагают запретить иностранцам покупать леса. По внесенной Орловым поправке они могут претендовать лишь на те участки, которые утвердит в специальном перечне президент. Такая практика принята “в законодательстве многих других государств”, говорит Орлов.

Пугает бизнесменов и уведомительный порядок вырубки леса. Их поправки вводят пятилетний переходный период, в течение которого нужно будет получать лесорубочные билеты. В них указаны конкретные места полученного участка с допустимыми объемами вырубки на каждом из них. А в лесной декларации арендатор лишь уведомит государство о начале работы и “сам выберет место, которое наиболее выгодно ему для вырубки”, что приведет к массовым незаконным вырубкам и хаосу, уверена директор по стратегическому развитию Архангельского ЦБК Наталья Пинягина. За переходный период можно придумать детальные требования к лесным декларациям, которых сейчас нет, считает она.

А возможность доверительного управления санитарными рубками и лесовосстановлением не нравится ни президенту, ни бизнесменам. Ведь победителем аукциона будет тот управленец, который “согласился работать за наименьшее вознаграждение”, а не тот, кто предложит “наиболее эффективный план управления”, говорится в заключении Путина. Пинягина уверена, что “это станет лазейкой для чиновников и приведет к новым злоупотреблениям: под видом санитарных рубок и лесовосстановительных работ будут осуществляться промышленные вырубки лучших лесов”.

В Минэкономразвития отказались комментировать замечания президента и предложения предпринимателей. Срок внесения поправок к Лесному кодексу истекает 15 сентября, и “решение [о содержании правительственных предложений] еще не принято”, говорит замдиректора департамента министерства Всеволод Гаврилов.