$1,5 млрд на газопровод


“Голубой поток” был пущен в эксплуатацию в феврале 2003 г., но уже в марте Турция прекратила импорт газа. “Турция, по сути, объявила дефолт по своим обязательствам купить у “Газпрома” заявленный объем газа”, – напоминает управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов. Потом стороны спорили об объемах поставок и цене газа. Сейчас трубопровод заполнен не полностью. По данным турецкого премьер-министра Реджепа Эрдогана, Турция забирает лишь 4,7 млрд куб. м газа в год из 16 млрд куб. м, на которые рассчитан трубопровод.

Несмотря на эти проблемы, Россия рассматривает возможность строительства новых трубопроводов по территории Турции, заявил вчера президент страны Владимир Путин после переговоров с премьером Турции. “Мы не исключаем строительства новой газопроводной линии, не исключаем строительства нефтепроводов, причем по разным направлениям”, – цитирует Путина агентство “Интерфакс”. По словам Путина, Россия будет “не просто увеличивать поставки нефти и газа” в Турцию, но и участвовать в инфраструктурных проектах. “Мы готовы строить крупные подземные газохранилища на территории Турции, готовы входить в газораспределительные сети в ходе приватизации в этой стране, – заявил Путин. – Готовы использовать строящиеся газопроводы... принимать участие в строительстве новых, чтобы транспортировать наши энергоресурсы в третьи страны, в том числе в Южную Европу”.

Сейчас “Газпром” изучает возможность расширения “Голубого потока” для поставок газа в Южную Европу, пояснил “Ведомостям” зампред правления концерна Александр Медведев. Две нитки газопровода уже построены, возможно, будут введены еще две. Обсуждать подробности он отказался.

А турецкий премьер рассказал журналистам, что для его страны “одна из основных целей – продлить существующую трассу газопровода до Анкары и в южном направлении – до Джейхана”. Он обещал проявить “политическую волю”, если она понадобится для реализации проекта.

Эксперты удивлены желанием “Газпрома” расширять “Голубой поток”. По словам Дмитрия Лукашова из “Атона”, это обойдется газовому монополисту в $1–1,5 млрд. “Если цель “Газпрома” – неосвоение средств, то расширять “Голубой поток” не стоит – сегодня эта труба и так не заполнена”, – напоминает Иван Мазалов. Монополии проще договариваться о транзите с Белоруссией и Украиной, чем с Турцией, продолжает Дмитрий Лукашов. “Зачем вкладывать деньги в мощности, которые не будут востребованы?” – спрашивает эксперт. А Мазалов отмечает, что “Газпром” и без того самый крупный поставщик газа в Европу “и ему сложнее других будет наращивать долю экспорта, ведь Европа пытается диверсифицировать свой импорт газа”.